×

Автошкола

ул.Поленова 18-А

Профессионально, надежно, качественно

(3952)72-83-06

Заказать обратный звонок Военная подготовка

Вы используете устаревший браузер.
Чтобы сайт отображался правильно, обновите браузер.

Образовательная программа профессиональной подготовки трактористов категории «С»

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая образовательная программа подготовки трактористов категории «С» разработана на основе примерной программы подготовки водителей тракторов (самоходных машин) категории «С», а также в соответствии с постановлением правительства РФ от 12.07.1999 года № 796 «Об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на основе государственного образовательного стандарта РФ ОСТ 9 ПО 03 (1.1, 1.6, 11.2, 11.8, 22.5, 23.1, 37.3, 37.4, 37.7) – 2000 утвержденного министерством образования Российской Федерации и предназначена для подготовки граждан годных к управлению тракторами (самоходными машинами) категории «С» в Иркутской объединенной технической школе ДОСААФ России (ПОУ ИОТШ ДОСААФ России).

Указанная в образовательной программе последовательность изучения тем может быть изменена решением педагогического совета образовательного учреждения, при условии, что Программа будет выполнена в полном объеме.

Образовательная программа подготовки трактористов категории «С» представляет собой требования к результатам и содержанию подготовки водителей.

Структура и содержание Образовательной программы представлены профессиональной характеристикой, учебным планом по Образовательной программе, тематическими планами, рабочими программами по учебным предметам: «Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт», «Правила дорожного движения», «Основы управления и безопасность движения», «Оказание первой медицинской помощи».

Учебный план устанавливает перечень предметов и объем часов. Указанные в нем перечень предметов и объем часов отводимое на изучение каждого предмета, а также предметы, выносимые на экзамены и зачеты, не могут быть изменены.

После сдачи квалификационных экзаменов в государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее – Гостехнадзор) учащиеся получают удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами категории «С» - колесными тракторы с двигателем мощностью свыше 25,7 до 110,3 кВт.

На теоретических занятиях используются детали, сборочные единицы, приборы и агрегаты. Изучение работы агрегатов, механизмов и приборов сопровождается показом на моделях и агрегатах. При необходимости используются схемы, плакаты, слайды, учебные фильмы. В процессе изучения материала учащиеся привлекаются к самостоятельной работе с научно-технической и справочной литературой.

При изучении предмета «Устройство» можно рекомендовать такую последовательность:

  • назначение конкретной машины; 
  • элементы (рабочие органы)машин, предназначенные для реализации технологического процесса; 
  • расположение и крепление изучаемых рабочих органов; 
  • принципиальные схемы устройства и действия отдельных рабочих органов и машины в целом; 
  • технологическая регулировка; 
  • возможные технологические и технические неисправности, их признаки, методы выявления как неисправностей так и причин, их вызывающих; способы устранения неисправностей и их причин; 
  • правила технического обслуживания и условия длительной и бесперебойной работы машин;
  • экономические и экологические характеристики машины и технологического процесса; 
  • требования безопасности труда; 

 

Каждая тема теоретических занятий должна иметь завершающее практическое закрепление на уроках производственного обучения.

Лабораторно-практические занятия по предмету «Устройство» проводятся в специально оборудованных лабораториях. При организации проведения лабораторно-практических занятий по предмету «Устройство» следует соблюдать последовательность выполнения заданий: 

  • полная или частичная разборка машины или сборочной единицы; 
  • изучение взаимодействия деталей, условий работы составляющих частей и сборочных единиц машин, их смазывание и охлаждение; 
  • изучение технологических и эксплуатационных регулировок, технологических схем работы; 
  • изучение содержания технических обслуживаний, обеспечивающих нормальную работу сборочных единиц в процессе их эксплуатации; 
  • изучение возможных эксплуатационных неисправностей и способов их устранения; 
  • сборка составных частей и машины в целом. 

Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий для достижения учебных целей и отражена в инструкционно-технологических картах. В тех случаях, когда монтажные работы трудоемки, времени для изучения устройства и принципа работы механизма или системы может сказаться недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочные единицы (например, из заднего моста трактора извлечена половина планетарного механизма поворота).

Занятия по предмету «Оказание первой медицинской помощи» проводятся врачом или медработником со средним медицинским образованием. На практических занятиях учащиеся должны быть обучены выполнению приемов по оказанию первой помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах. По предмету «Оказание первой медицинской помощи» проводится зачет.

На приеме теоретического экзамена отводится по учебному плану 12 часов, которые распределяется по 6 часов на каждого члена экзаменационной комиссии. При проведении экзаменов методами механизированного и (или) автоматизированного контроля время, отводимое на экзамен, уменьшается до фактически затраченного.

Внутренний экзамен по практическому вождению проводится в два этапа: первый этап – на закрытой от движения площадке или трактородроме; второй этап – на специальном маршруте.

Вождение самоходных машин категории «С» выполняется на специально оборудованной площадке индивидуально с каждым обучающимся под руководством мастера производственного обучения. На обучение вождению трактора отводится 15 часов на каждого обучаемого. На отработку темы перевозка грузов отводится не менее 4 часов.

 

 

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия тракторист категории «С».

2. Назначение профессии

Тракторист категории «С» управляется колесными тракторами с двигателем мощностью свыше 25,7 до 110,3 кВт при транспортировке различных грузов разной массы и габаритов с применением прицепных приспособлений или устройств. Наблюдает за погрузкой, креплением и разгрузкой транспортируемых грузов.

Профессиональные знания и навыки тракториста категории «С» позволяют ему выявить и устранять неисправности в работе трактора, производить текущий ремонт и участвовать во всех видах ремонта обслуживаемого трактора и прицепных устройств.

3. Квалификация

В системе непрерывного образования профессия тракторист категории «С» относится к первой ступени квалификации.

4. Содержательные параметры  профессиональной деятельности:

 

Виды профессиональной деятельности

Теоретические основы профессиональной деятельности

Управление тракторами для производства

работ с прицепными приспособлениями

и устройствами с соблюдением правил

дорожного движения.

Оказание первой медицинской помощи.

Выявление и устранение неисправностей в работе трактора.

Производство текущего ремонта и участие во всех видах ремонта обслуживаемого трактора и прицепных устройств.

Наблюдение за погрузкой, креплением и разгрузкой транспортируемых грузов. 

 

Основы управления трактором и безопасность движения. Правила дорожного движения. Оказание первой медицинской помощи. 
Устройство, техническое обслуживание и ремонт тракторов с двигателем мощностью от 22,7 до 110,3 кВт и прицепных приспособлений. 
Правила производства работ при погрузке, креплении и разгрузке. Оформление приемо-сдаточных документов на перевозимые грузы. 

 

5. Специфические требования

Минимальный возраст для получения права на управление колесным трактором категории «С» - 17 лет.

Медицинское ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональное образовательное учреждение

 «Иркутская объединенная техническая школа ДОСААФ России»

(ПОУ «ИОТШ ДОСААФ России»)

 

 

                     СОГЛАСОВАНО                                                                   УТВЕРЖДАЮ

 Руководитель службы Гостехнадзора ИО                                Начальник  ПОУ  Иркутская ОТШ

 главный государственный инженер-инспектор ИО              ДОСААФ России               В. Баранский  

 по надзору за техническим состоянием самоходных                   

 машин и других видов техники                                                            «____»  _________  2017г.               

                                                   А. Ведерников

   «_____»________________2017г

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ПОДГОТОВКИ ТРАКТОРИСТОВ  КАТЕГОРИИ «С»

(код профессии 19203)

 

Предметы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретич.

ЛПЗ

1

Устройство

90

30

60

2

Техническое обслуживание и ремонт

50

20

30

3

Правила дорожного движения

80

52

28

4

Основы управления и безопасность движения

48

48

-

5

Первая помощь

24

8

16

6

Производственное обучение

108

-

-

6

Итого:

400

158

134

7

Консультации

1

 

 

8

Экзамены:

 

 

 

 

Устройство, техническое обслуживание и ремонт

6

 

 

 

Правила дорожного движения основы управления и безопасность движения

1

 

 

 

Вождение*

 

 

 

 

Зачет: Первая помощь

1

 

 

 

Квалификационный экзамен

6

 

 

 

Итого:

414

 

 

 

Вождение

15

 

 

 

Всего:

429

 

 

 

* Экзамен по вождению проводится за счет часов отведенных на вождение.

 

 

 

 

 

 

 

1. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «УСТРОЙСТВО»

 

1.1 Тематический план предмета «Устройство»

 

Темы

Количество часов

1

Классификация и общее устройство  тракторов

2

2

Двигатели тракторов

14

3

Шасси тракторов

10

4

Электрооборудование тракторов

4

 

Всего:

30

 

1.2 Рабочая программа предмета «Устройство».

Тема 1. Классификация и общее устройство тракторов

Классификация тракторов. Основные сборочные единицы. Понятие о тяговых качествах тракторов. Технические характеристики тракторов категории «С».

Тема 2. Двигатели тракторов

Понятие о двигателе внутреннего сгорания. Общее устройство двигателя. Основные понятия и определения. Рабочий цикл двигателя. Кривошипно-шатунный механизм. Назначение, устройство, принцип работы кривошипно-шатунного механизма. Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма, их признаки и способы устранения. Распределительный и декомпрессионный механизмы. Назначение, устройство, принцип работы распределительного и декомпрессионного механизмов. Основные неисправности распределительного и декомпрессионного механизмов, их признаки и способы устранения. Система охлаждения двигателей. Классификация и схемы работы систем охлаждения. Назначение, устройство, принцип работы системы охлаждения. Основные неисправности системы охлаждения, их признаки и способы устранения. Охлаждающие жидкости, их характеристика и применение. Воздушное охлаждение двигателей. Смазочная система двигателей. Общие сведения о трении и смазочных материалах. Масла, применяемые для смазывания деталей, их марки. Классификация систем смазывания двигателей. Схемы смазочных систем. Назначение, устройство и принцип работы смазочной системы. Основные неисправности смазочной системы, их признаки и способы устранения. Охрана окружающей среды от загрязнения смазочными материалами Система питания двигателей. Смесеобразование в двигателях и горение топлива. Схема работы систем питания. Необходимость очистки воздуха; способы очистки. Воздухоочистители и их классификация. Турбокомпрессоры. Топливные баки и фильтры. Форсунки и топливопроводы. Топливные насосы высокого давления. Привод топливного насоса. Установка топливного насоса регулировка угла опережения подачи топлива. Карбюрация. Простейший карбюратор, состав горючей смеси. Принцип действия регуляторов. Основные неисправности системы питания двигателей, их признаки и способы устранения. Марки топлива, применяемого для двигателей.

Тема 3. Шасси тракторов

Трансмиссия. Назначение и классификация трансмиссий. Схемы трансмиссии. Понятие о гидромеханической трансмиссии. Типовые схемы сцеплений. Назначение, устройство, принцип работы сцеплений. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Коробки передач, раздаточные коробки, ходоуменьшители. Общие сведения и классификация коробок передач. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки устранения. Масла, применяемые для смазывания коробок передач, раздаточных коробок и ходоуменьшителей, их марки. Промежуточные соединения и карданные передачи. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Масла для смазывания промежуточных соединений карданных передач, их марки. Ведущие мосты тракторов. Главная передача. Дифференциал и валы ведущих колес. Ведущие мосты колесных тракторов. Ведущие мосты гусеничных тракторов. Механизм поворота гусеничных тракторов. Приводы механизмов поворота гусеничных тракторов. Масла, применяемые для смазывания ведущих мостов тракторов, их марки. Ходовая часть тракторов. Основные элементы ходовой части. Общие сведения о несущих системах. Назначение, устройство, принцип работы. Передние мосты колесного трактора. Подвески колесного трактора. Колесный движитель. Колеса. Масла и смазки, применяемые для смазывания ходовой части тракторов, их марки. Рулевое управление. Назначение, устройство, принцип работы рулевого управления. Основные неисправности и способы их устранения. Тормозные системы колесных тракторов. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности и способы их устранения. Гидроприводы тракторов. Механизм навески трактора Назначение устройство, принцип работы .Регулировка механизма навески. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Рабочие жидкости применяемые в гидравлической системе, их марки. Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов. Вал отбора мощности (ВОМ). Механизм управления. Расположение ВОМ у изучаемых марок тракторов. Механизмы включения ВОМ. Кабина, кузов и платформа. Рабочее место тракториста, защита от шума и вибраций. Вентиляция кабины. Влияние технического состояния дополнительного оборудования на безопасность движения. Тракторные прицепы. Устройство, назначение и техническая характеристика прицепа. Основные требования безопасности при работе с прицепными приспособлениями и устройствами.

Тема 4. Электрооборудование тракторов. Источники электрической энергии. Назначение, устройство и принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Система зажигания. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Система зажигания. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Электрические стартеры и пусковые подогреватели. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Приборы освещения и контроля, вспомогательное оборудование. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Схемы электрооборудования тракторов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «УСТРОЙСТВО»

№ п/п

Темы занятия

Количество часов

1

Кривошипно-шатунный механизм тракторных двигателей

3

2

Газораспределительный механизм тракторных двигателей

3

3

Система охлаждения тракторных двигателей

3

4

Система смазки тракторных двигателей

6

5

Система питания тракторных двигателей

3

6

Сцепление тракторов

6

7

Коробки передач тракторов

6

8

Ведущие мосты колесных тракторов

6

9

Ходовая часть и управление колесных тракторов

6

10

Тормозные системы колесных тракторов

6

11

Гидропривод и рабочее оборудование колесных тракторов

3

12

Электрооборудование тракторов

6

13

Тракторные прицепы

3

 

Всего:

60

 

1.3 Рабочая программа Лабораторно-практических занятий по предмету «Устройство»

Основная цель лабораторно-практических занятий по предмету «Устройство тракторов» углубление и закрепление знаний полученных на теоретических занятиях, а также приобретение первоначальных умений выполнять разборочно – сборочные работы и основные эксплуатационные регулировки. При организации и проведении лабораторно-практических занятий следует соблюдать следующий порядок выполнения заданий: - ознакомление с организацией рабочего места, правилами безопасности, оборудованием и инструментами, подъемно-транспортными устройствами, инструкционно – технологическими картами; - полная или частичная разборка машины или сборочной единицы; - изучение взаимодействия деталей, их смазывание; - изучение возможных дефектов деталей и их влияние на работу сборочной единицы; - изучение технологических и эксплуатационных регулировок, обеспечивающих надежную работу сборочных единиц в процессе их эксплуатации; - сборка составных частей и машины в целом, проверка правильности сборки; - уборка и сдача рабочего места. Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий достижения учебных целей и должна быть отражена в инструкционно- технологических картах. В тех случаях, когда разборочно-сборочные работы трудоемки, и учебного времени занятия для выполнения занятия недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочной единицы.

Занятие 1. Кривошипно – шатунный механизм тракторных двигателей. Головка цилиндров, блок – картер, прокладка. Гильза цилиндров, поршень, поршневые кольца и палец. Шатун с подшипниками. Коленчатый вал, коренные подшипники. Уравновешивающий механизм.

Занятие 2. Распределительный механизм тракторных двигателей. Корпус распределительных шестерен, его крышки, корпус уплотнения. Коромысла со стойками, клапаны, гнезда головки цилиндров, клапанный механизм. Декомпрессионный механизм. Распределительный вал, толкатели, штанги толкателей. Установка распределительных шестерен по меткам. Регулировка клапанов.

Занятие 3. Система охлаждения тракторных двигателей. Система жидкостного охлаждения, их общая схема. Радиатор, вентилятор, водяной насос. Рабочие жидкости. Система воздушного охлаждения. Вентилятор.

Занятие 4. Смазочная система тракторных двигателей. Схема смазочной системы. Поддон. Масляный насос. Фильтры. Масляный радиатор. Клапаны смазочной системы. Сапун. Подвод масла к различным элементам двигателя.

Занятие 5. Система питания тракторных двигателей. Общая схема питания дизельного двигателя. Топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, плунжерная пара, нагнетательный клапан, форсунки, распылитель. Центробежные регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Механизмы управления. Проверка момента начала топлива. Турбокомпрессор. Воздушный фильтр. Впускной и выпускной коллекторы. Выхлопная труба. Общая схема системы питания карбюраторного двигателя. Карбюраторы. Топливные фильтры, топливный насос. Механизм управления карбюратором.

Занятие 6. Сцепления тракторов. Сцепления. Сервомеханизм управления сцеплением. Тормозок. Карданные валы.

Занятие 7. Коробки передач тракторов. Полужесткая муфта и редуктор привода насосов. Коробки передач. Гидросистема трансмиссии. Приводы управления коробкой передач.

Занятие 8. Ведущие мосты колесных тракторов. Задний мост. Главная передача. Дифференциал. Фрикционная гидроподжимная муфта блокировки дифференциала. Раздаточная коробка. Дифференциал переднего ведущего моста. Конечная передача переднего моста.

Занятие 9. Ходовая часть и рулевое управление колесных тракторов. Рамы; соединительные устройства, прицепные устройства. Колеса, диски, шины. Передний мост подвеска. Амортизаторы, рессоры. Рулевое управление. Гидроусилитель рулевого управления; насос, золотник, гидроцилиндр.

Задание 10. Тормозные системы колесных тракторов. Схема тормозной системы, размещение ее составных частей. Конструктивные особенности тормозной системы и ее привода.

Занятие 11. Гидропривод и рабочее оборудование тракторов. Гидропривод. Механизмы навески. Прицепное устройство. Механизмы отбора мощности. Гидроувеличитель сцепного веса. Отопление. Вентиляция кабины. Стеклоочистители, сиденье. Гидрофицированный крюк, прицепная скоба. Механизм привода заднего вала отбора мощности. Боковой ВОМ. Приводной шкив.

Занятие 12. Электрооборудование тракторов. Источники питания. Стартеры. Система дистанционного управления стартером. Передняя и задняя фары, подфарники, задний фонарь, указатель поворотов, плафон освещения кабины, включатели, звуковой сигнал, сигнализатор и указатель температуры воды и давления масла, амперметр. Схема батарейной системы зажигания и расположение ее составных частей на тракторе. Контактно-транзисторная система зажигания. Транзисторный коммутатор. Система зажигания от магнето. Монтаж и взаимосвязь составных частей электрооборудования. Расцветки соединительных проводов. Пути тока в основных цепях системы электрооборудования. Проверка исправности потребителей. Предохранители.

Занятие 13. Тракторные прицепы. Устройство тракторных прицепов. Устройство и работа прицепных приспособлений и устройств. Устройство и работа тормозов. Неисправности прицепов.

 

2. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ»

 

2.1 Тематический план предмета «Техническое обслуживание и ремонт».

 

Темы

Количество часов

1

Основы материаловедения

4

2

Техническое обслуживание тракторов

6

3

Ремонт тракторов

10

 

Всего:

20

 

2.2 Рабочая программа предмета «Техническое обслуживание и ремонт»

 

Тема 1. Основы материаловедения.

Общие сведения о черных и цветных металлах и сплавах. Неметаллические материалы. Защиты поверхности деталей машин от коррозии.

Тема 2. Техническое обслуживание тракторов. Средства технического обслуживания тракторов. Оборудование для технического обслуживания тракторов. Диагностические средства. Организация технического обслуживания тракторов. Виды технического обслуживания тракторов и перечень работ при их проведении. Обкатка тракторов. Организация и правила хранения тракторов. Безопасность труда.

Тема 3. Ремонт тракторов. Виды ремонта тракторов. Методы ремонта тракторов. Подготовка тракторов к ремонту. Технология ремонта. Требования к качеству ремонта. Безопасность труда.

 

2.3 Тематический план и программа лабораторно-практических занятий предмета «Техническое обслуживание и ремонт».

 

Темы

Количество часов

1

Оценка технического состояния тракторов и проведение ежесменного технического обслуживания (ЕТО)

12

2

Первое техническое обслуживание колесного трактора

6

3

Второе техническое обслуживание колесного трактора

12

 

Всего:

30

 

2.4 Рабочая программа предмета «Техническое обслуживание и ремонт»

 

Занятие 1. Оценка технического состояния тракторов и проведение ежесменного технического обслуживания (ЕТО)

Ознакомление с инструкционно – технологической картой выполнения работ. Изучение оборудования, применяемого для оценки технического состояния трактора и подготовка его к работе. Выполнение работ ежесменного технического обслуживания тракторов в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно – технологической карте.

 

Занятие 2. Первое техническое обслуживание колесного трактора.

Инструктаж по безопасности труда. Выполнение работ первого технического обслуживания колесных тракторов в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно – технологической карте. Контроль качества работы. Охрана окружающей среды. Безопасность труда.

Занятие 3. Второе техническое обслуживание колесного трактора. Выполнение работ второго технического обслуживания трактора в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно – технологической карте. Контроль качества работы. Безопасность труда.

 

3. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

 

3.1 Тематический план предмета «Правила дорожного движения»

 

Темы

Количество часов

Всего

В том числе

теоретич

ЛПЗ

1

Общие положения. Основные понятия и термины

4

4

-

2

Дорожные знаки

10

10

-

3

Дорожная разметка и ее характеристики

2

2

-

 

Практическое занятие по темам 1-3

6

-

6

4

Порядок движения остановка и стоянка самоходных машин

8

8

-

5

Регулирование дорожного движения.

4

4

-

 

Практическое занятие по темам 4-5

8

-

8

6

Проезд перекрестков

8

8

-

7

Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных ТС, железнодорожных переездов.

4

4

-

 

Практическое занятие по темам 6-7

14

-

14

8

Особые условия движения

4

4

 

9

Перевозка грузов

2

2

-

10

Техническое состояние и оборудование трактора

4

4

-

11

Номерные опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения

2

2

-

 

Всего:

80

52

28

 

3.2 Рабочая программа предмета «Правила дорожного движения»

 

Тема 1. Основные положения, основные понятия и термины.

Значение правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в правилах.

Обязанности участников дорожного движения и лиц уполномоченных регулировать дорожное движение. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Документы, которые водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки работникам полиции, гостехнадзора и их внештатным сотрудникам.

Обязанности водителя перед выездом и в пути.

Обязанности водителя причастного к дорожно-транспортному происшествию.

 

Тема 2. Дорожные знаки.

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке дорожных знаков. Дублирующие, сезонные и временные дорожные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действие водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим дорожным знаком.

Знаки приоритета. Назначение. Название и способы установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями знаков.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Зона действия запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованием предписывающих знаков. Исключения.

Знаки особых предписаний. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованием знаков, которые вводят определенные режимы движения.

Информационные знаки. Назначение. Общий признак информационных знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованием информационных знаков.

Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки каждого знака. 

Знаки дополнительной информации (таблички) Назначение. Название и место установки каждого знака.

 

Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристика.

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия тракториста в соответствии с требованиями горизонтальной разметки. Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки. Практическое занятие по темам 1-3. Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно – транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой. Ознакомление с действиями тракториста в конкретных условиях дорожного движения

 

Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка.

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Аварийная ситуация и ее предупреждение.

Опасные последствия не соблюдения правил подачи предупредительных сигналов.

Начало движения, изменение направления движения. Обязанности водителя перед началом движения, перестроением и другими изменениями направления движения. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот на лево и разворот вне перекрестка. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.

Расположение внедорожного мотосредства на проезжей части.

Опасные последствия несоблюдения правил расположения внедорожного мотосредства на проезжей части.

Скорость движения и дистанция. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Выбор безопасного интервала и дистанции.

Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции. Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителя при обгоне, места, где обгон запрещен.

Встречный разъезд на узких участках дорог. Опасные последствия несоблюдения правил встречного разъезда и обгона.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки на стоянку самоходной машины. Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

 

Тема 5. Регулирование дорожного движения.

Средства регулирования дорожного движения. Значение сигналов светофора и действия водителя в соответствии с этими сигналами.

Действия водителя и пешеходов в случае, когда сигналы светофора, дорожные знаки и дорожная разметка противоречат жестам регулировщика.

Практическое занятие по темам 4-5 (Решение ситуационных задач по указанным темам). Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения (макетов, стендов и.т.д).

Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.

Ознакомление с действиями водителя в конкретных условиях дорожного движения.

 

Тема 6. Проезд перекрестков, общие правила проезда перекрестков.

Нерегулируемые перекрестки. Перекрестки неравнозначных и равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных и равнозначных дорог.

Регулируемые перекрестки. Порядок взаимодействия сигналов светофора и дорожных знаков. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет свое направление. Действия водителя в случае если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и.т.п), а также при отсутствии знаков приоритета.

 

Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов.

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности тракториста, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».

 Железнодорожные переезды, разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств через переезд.

Запрещения, действующие на железнодорожном переезде.

 Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

Практическое занятие по темам 5-6 (Решение ситуационных задач по указанным темам). Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения (макетов, стендов и.т.д).

Развитие навыков прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаками ограниченного обзора. Действия водителя при вынужденной остановке на железнодорожном переезде.

Тема 8. Особые условия движения.

Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка. Порядок движения на дороге с разделительной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения тракториста в случаях когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенной остановки. Правила пользования внешними световыми приборами. Действие тракториста при ослеплении. Порядок использования противотуманных средств. Правила поведения тракториста в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенной остановки. Правила пользования внешними световыми приборами. Действия тракториста при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары – прожектора, фары – искателя и задних противотуманных фар, знака автопоезда. Буксировка трактора. Условия и порядок буксировки. Случаи, когда буксировка запрещена. Опасные последствия несоблюдения правил буксировки трактора. Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному трактору.

 

Тема 9. Перевозка грузов.

Правил и размещения и закрепления груза. Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласования условий движения тракторов с уполномоченными на то организациями. Опасные последствия несоблюдения правил перевозки грузов.

 

Тема 10. Техническое состояние и оборудование трактора. Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация тракторов. Неисправности, при возникновении которых тракторист должен принять меры к их устранению, а если это невозможно следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение. Опасные последствия эксплуатации тракторов с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

 

Тема 11. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения. Регистрация (перерегистрация) трактора. Требования к оборудованию трактора номерными и опознавательными знаками, предупредительными устройствами. Опасные последствия, несоблюдения правил установки опознавательных знаков и предупредительных устройств.

 

4. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»

 

4.1 Тематический план предмета «Основы управления и безопасность движения»

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Раздел 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРАМИ

 

1.1

Техника управления трактором

6

1.2

Дорожное движение

2

1.3

Психофизиологические и психические качества тракториста

2

1.4

Эксплуатационные показатели  тракторов

2

1.5

Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения

6

1.6

Дорожные условия и безопасность движения

6

1.7

Дорожно-транспортные происшествия

6

1.7

Безопасная эксплуатация тракторов

6

1.8

Правила производства работ при перевозке грузов

2

 

Итого

38

 

Раздел 2. ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

2.1

Административная ответственность

2

2.2

Уголовная ответственность

2

2.3

Гражданская ответственность

2

2.4

Правовые основы охраны природы

2

2.5

Право собственности трактор

1

2.6

Страхование тракториста и трактора

1

2.7

Итого:

10

 

Всего:

48

 

4.2. Рабочая программа предмета «Основы управления и безопасность движения»

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРАМИ

Тема 1.1. Техника управления трактором.

Посадка тракториста. Оптимальная рабочая поза. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Типичные ошибки при выборе рабочей позы. Назначение органов управления, приборов индикаторов. Подача сигналов, включение систем очистки и обдува ветрового стекла, обогрева ветрового и заднего стекол, очистки фар, аварийной сигнализации, регулирование системы отопления и вентиляции, приведение в действие и освобождение стояночной тормозной системы. Действие при срабатывании аварийных сигнализаторов, аварийных показаниях приборов. Приемы действия органами управления. Скорость движения и дистанция. Изменение скорости на поворотах, разворотах и в ограниченных проездах. Встречный разъезд на улицах с небольшим и интенсивным движением. Проезд железнодорожных переездов.

 

Тема 1.2. Дорожное движение.

Эффективность, безопасность и экологичность дорожно – транспортного процесса. Статистика эффективности, безопасности и экологичности дорожного движения в России и в других странах. Факторы влияющие на безопасность. Определяющая роль квалификации тракториста в обеспечении безопасности дорожного движения. Стаж тракториста, как показатель его квалификации. Обеспечение безопасности движения, предъявляемые к трактору.

 

Тема 1.3. Психофизиологические и психические качества тракториста.

Зрительное восприятие. Поле зрения. Восприятие, расстояния и скорости трактора. Избирательность восприятия информации. Направление взора. Ослепление. Адаптация и восстановление5 световой чувствительности. Восприятие звуковых сигналов. Маскировка звуковых сигналов шумом. Восприятие линейных ускорений, угловых скоростей и ускорений. Суставные ощущения. Восприятие сопротивлений и перемещений органов управления. Время переработки информации. Зависимость амплитуды движений рук (ног) тракториста от величины входного сигнала. Психомоторные реакции тракториста. Время реакции. Изменение времени реакций в зависимости от сложности дорожно – транспортной ситуации. Мышление. Прогнозирование развития дорожно – транспортной ситуации. Подготовленность тракториста знания, умения, навыки. Этика тракториста в его взаимоотношениях с другими участниками дорожного движения. Межличностные отношения и эмоциональные состояния. Соблюдение правил дорожного движения. Поведение при нарушении Правил другими участниками дорожного движения, представителями органов милиции и гостехнадзора.

 

Тема 1.4. Эксплуатационные показатели тракторов.

Показатели эффективного и безопасного выполнения транспортной работы: габаритные размеры, параметры массы, грузоподъемность (вместительность), скоростные и тормозные свойства, устойчивость против опрокидывания, заноса и бокового скольжения, топливная экономичность, приспособленность к различным условиям эксплуатации, надежность. Их влияние на эффективность и безопасность дорожного движения. Силы, вызывающие движение трактора: тяговая, тормозная, поперечная. Сила сцепления колес дорогой. Резерв силы сцепления условия безопасности движения. Сложение продольных и поперечных сил. Устойчивость опрокидывания. Резервы устойчивости трактора. Системы регулирования движения трактора: системы регулирования тяговой, тормозной (тормозная система) поперечной (рулевое управление) сил.

 

Тема 1.5. Действие тракториста в штатных и нештатных (критических) режимах движения.

Управление в неограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке, в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, по скользким дорогам, в зоне дорожных сооружений, при буксировке. Действия тракториста при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, отрыве колеса и привода рулевого управления, при заносе. Действие тракториста при возгорании трактора, падении в воду, попадания провода электролинии высокого напряжения на самоходную машину, при ударе молнии.

 

Тема 1.6. Дорожные условия и безопасность движения.

Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы активной, пассивной и экологической безопасности дороги. Виды дорожных покрытий, их характеристики. Влияние дорожных условий на безопасность движения. Дороги в населенных пунктах. Дороги в сельской местности. Автомагистрали. Особенности горных дорог. Влияние дорожных условий на движение. понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменений коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и гидрометеорологических условий. Особенности движения в тумане, по горным дорогам. Опасные участки автомобильных дорог, сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск, подъезды к мостам, железнодорожным переездам; другие опасные участки. Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледяным переправам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.

 

Тема 1.7. Дорожно – транспортные происшествия.

Понятие о дорожно – транспортной ситуации и дорожно – транспортном происшествии. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Аварийность в городах, на загородных дорогах, в сельской местности. Причины возникновения дорожно – транспортных происшествий: нарушения Правил дорожного движения, неосторожные действия участников движения, выход трактора из повиновения тракториста, техническая неисправность трактора и другие. Причины связанные с трактористом: низкая квалификация, переутомление, сон за рулем, несоблюдение режима труда и отдыха. Условия возникновения дорожно – транспортных происшествий: состояние трактора и дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия. Статистика дорожно – транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дороги, видам самоходных машин и другим факторам. Активная, пассивная и экологическая безопасность трактора. Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.

 

Тема 1.8. Безопасная эксплуатация тракторов.

Безопасная эксплуатация трактора и ее зависимость от технического состояния механизмов и сборочных единиц машины. Требования к состоянию рулевого управления тракторов при эксплуатации. Требования к состоянию тормозной системы и ходовой части тракторов при эксплуатации. Требования к состоянию системы электрооборудования. Требования к техническому состоянию двигателя, влияющих на безопасную эксплуатацию трактора. Требования к тракторному прицепу, обеспечивающие безопасность эксплуатации. Экологическая безопасность.

 

Тема 1.9. Правила производства работ при перевозке грузов.

Требования к погрузочно – разгрузочным площадкам. Установка тракторного прицепа под погрузку. Безопасное распределение груза на тракторном прицепе. Закрепление груза. Безопасная загрузка длинномерных грузов и их крепление. Соблюдение правил безопасности при перевозке грузов. Разгрузка. Требования безопасности при разгрузке.

 

РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Тема 2.1. Административная ответственность

Понятие об административной ответственности. Административные   правонарушения. Виды административных правонарушений. Понятия и виды административного воздействия: предупреждение, штраф, лишение права управления. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения.

 

Тема 2.2. Уголовная ответственность

Понятие об уголовной ответственности. Понятия и виды транспортных преступлений. Характеристика транспортных преступлений. Состав преступления. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Виды наказаний.

Уголовная ответственность за преступления при эксплуатации внедорожных мототранспортных средств.

Условия наступления уголовной ответственности.

 

Тема 2.3. Гражданская ответственность

Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

 

 

 

Тема 2.4. Правовые основы охраны природы

Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы. Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.

Органы, регулирующие отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.

Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

 

Тема 2.5. Право собственности на внедорожное мототранспортное средство

Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности на внедорожное мототранспортное средство. Налог с владельца внедорожного мототранспортного средства. Документация на внедорожное мототранспортное средство.

Тема 2.6. Страхование водителя тракториста

Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании.

Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы. Понятие «потеря товарного вида».

 

5. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

 

5.1 Тематический план предмета «Оказание первой медицинской помощи»

 

Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

из них

 

Теор.

Практ.

1

Основы анатомии и физиологии человека

1

1

 

2

Структура дорожно-транспортного травматизма 

1

1

 

3

Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики

2

2

 

4

Угрожающие жизни состояния при механических  и  термических поражениях

1

1

 

5

Психические реакции при авариях. Острые психозы.   Особенности оказания помощи пострадавшим в

состоянии неадекватности

1

1

 

6

Термические поражения

1

1

 

7

Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим

1

1

 

8

Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния

Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

3

 

3

9

Остановка наружного кровотечения

3

 

3

10

Транспортная иммобилизация

3

 

3

11

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт

2

 

2

12

Обработка ран. Десмургия.

3

 

3

13

Пользование индивидуальной аптечкой

2

 

2

 

Итого

24

8

16

 

5.2 Рабочая программа предмета «Оказание первой медицинской помощи»

 

Тема 1 Основы анатомии и физиологии человека

Основные представления о системах организма и их функционировании: сердечнососудистая система, нервная система, опорно-двигательная система. Простейшие признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов.

 

Тема 2. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики

Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Повреждения, характерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможения, переворачивания. Типичные повреждения при наезде на пешехода.

Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения позвоночника, таза, открытого пневмоторакса.

 

Тема 3. Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях

Определение понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Их признаки. Содержание реанимационных мероприятий при оказании первой медицинской помощи и критерии ее эффективности.

Шок. Виды шока - травматический, геморрагический, ожоговый, кардиогенный, аллергический. Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи.

Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой медицинской помощи. Классификация повреждений грудной клетки. Асфиксия.

Синдром утраты сознания. Кома. Причины. Способы профилактики асфиксии при утрате сознания.

Особенности угрожающих жизни состояний у детей, стариков, беременных женщин.

 

Тема 4. Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности

Психотические и невротические расстройства, их характеристики и частота возникновения. Аффективно-шоковые реакции, психомоторные возбуждения, истерические психозы, психогенный ступор. Особенности оказания медицинской помощи не полностью адекватным пострадавшим, как с психогенными реакциями, так и находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

 

Тема 5. Термические поражения

Термические ожоги. Клинические признаки, определение степени тяжести ожогового поражения, особенности наложения повязок, проведения иммобилизации при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим с ожогами глаз, верхних дыхательных путей.

Тепловой удар. Принципы оказания первой медицинской помощи. Холодовая травма. Отморожения, переохлаждение. Способы согревания при холодовой травме.

 

Тема 6. Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим

Основы действующего законодательства (административное и уголовное право) относительно оказания или неоказания помощи пострадавшим. Обязанности водителя внедорожного мототранспортного средства, медицинского работника, административных служб при дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы.

 

 

Тема 7. Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния

Диабетическая кома. Острая сердечнососудистая недостаточность. Гипертонический криз. Эпилептический припадок. Астматический статус. Отравления. Клинические признаки, способы оказания первой медицинской помощи.

 

Тема 8. Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

(Практическое занятие)

Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показаний к проведению сердечно-легочной реанимации.

Восстановление функции внешнего дыхания. Очищение ротовой полости тампоном, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. Проведение искусственного дыхания "изо рта в рот", "изо рта в нос". Использование воздуховода. Техника закрытого массажа сердца. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации одним или двумя спасателями. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации пострадавшим с повреждениями лица, открытыми повреждениями грудной клетки, множественными переломами ребер.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации детям. Устранение механической асфиксии у детей.

 

Тема 9. Остановка наружного кровотечения

(Практическое занятие)

Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии; наложение жгута-закрутки и резинового жгута; максимальное сгибание конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки. Приемы гемостаза при кровотечении из полости рта, из ушей, из носа. Первая медицинская помощь при кровохаркании, кровавой рвоте, подозрении на внутрибрюшное кровотечение.

 

Тема 10. Транспортная иммобилизация

(Практическое занятие)

Общие принципы транспортной иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Использование транспортных шин (лестничных, лубочных), их подготовка. Правила наложения транспортной иммобилизации, типичные ошибки и осложнения. Особенности иммобилизации  при повреждениях таза, позвоночника, головы, грудной клетки.

 

Тема 11. Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины: их транспортировка, погрузка в транспорт.

(Практическое занятие)

Особенности извлечения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине. Техника укладывания пострадавших на носилки. Особенности извлечения и перекладывания  пострадавших с подозрением на травму позвоночника, таза. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших (способы укладывания в легковой и грузовой автомобиль, автобус).

 

Тема 12. Обработка ран. Десмургия.

(Практическое занятие)

Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации. Наложение окклюзионной повязки на грудную клетку с использованием перевязочного индивидуального пакета или подручных средств. Наложение асептической повязки при травме брюшной стенки с эвентрацией внут­ренних органов. Использование подручных средств наложения повязок.

 

Тема 13. Пользование индивидуальной аптечкой

(Практическое занятие)

Комплектация индивидуальной аптечки. Навыки применения ее содержимого.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И МАНИПУЛЯЦИЙ

1. Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

2. Искусственная вентиляция легких:

-  изо рта в рот (с применением и без применения «устройства для проведения искусственного дыхания»);

-  изо рта в нос

3. Закрытый массаж сердца:

- двумя руками;

- одной рукой;

4. Проведение реанимационных мероприятий одним спасателем.

5. Проведение реанимационных мероприятий двумя спасателями.

6. Определение пульса:

- на лучевой артерии;

- на бедренной артерии;

- на сонной артерии.

  1. Определение частоты пульса и дыхания.
  2. Определение реакции зрачков.
  3. Техника временной остановки кровотечения:

 - прижатие артерии: плечевой, подколенной, бедренной, сонной;

 - наложение жгута-закрутки с использованием подручных средств;

 - максимальное сгибание конечности в суставе (коленном, локтевом).

 - наложение резинового жгута;

 - передняя тампонада носа;


- использование порошка "Статин" и салфеток "Колетекс ГЕМ"

  1. 10.  Проведение туалета ран.
  2. 11.  Наложение бинтовых повязок:

- циркулярная на конечность;

- колосовидная;

- спиральная;

-"чепец";

-черепашья;

-косыночная;

-Дезо;

-окклюзионная;

-давящая;

-контурная.

  1. 12.  Использование сетчатого бинта.
  2. 13.  Эластичное бинтование конечности.
  3. 14.  Использование лейкопластыря, бактерицидного пластыря.

15. Транспортная иммобилизация с использованием  подручных средств и сетчатых шин при повреждениях:

- ключицы;

- плеча;

- предплечья;

- кисти;

- бедра;

- голени;

- стопы.

16. Техника транспортной иммобилизации при повреждениях:

- позвоночника;

- таза;

- живота;

- множественных переломах ребер;

- черепно-мозговой травме.

17. Техника извлечения и укладывания на носилки пострадавших с повреждениями:

- грудной клетки;

- живота;

- таза;

- позвоночника;

- головы.

18. Техника переноски пострадавших:

- на носилках;

- на одеяле;

- на щите;

- на руках;

- на спине;

- на плечах;

- на стуле.

19. Погрузка пострадавших в:

- попутный транспорт (легковой, грузовой);

- санитарный транспорт.

20. Техника закапывания капель в глаза, промывания глаз водой.

21. Снятие одежды с пострадавшего.

22. Снятие мотоциклетного шлема с пострадавшего.

23. Техника обезболивания хлорэтилом.

24. Использование аэрозолей.

25. Вскрытие индивидуального перевязочного пакета.

26. Техника введения воздуховода.

27. Использование гипотермического пакета-контейнера.

28. Применение нашатырного спирта при обмороке.

29. Техника промывания желудка.

 

6. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

 

6.1 Тематический план учебного предмета «Производственное обучение»

 

Темы

Количество часов

1

Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность в учебных мастерских

2

2

Слесарные работы

30

3

Ремонтные работы

76

 

Всего:

108

 

6.2 Рабочая программа предмета «производственное обучение»

 

Занятие 1. Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность в учебных мастерских.

Учебная мастерская. Организация рабочего места, порядок получения и сдача инструментов, оборудования. Требования безопасности в учебных мастерских. Виды травматизма и его причины. Мероприятия по предупреждению травматизма. Основные правила и инструкции по требованиям безопасности труда и их выполнение. Правила электробезопасности. Пожарные мероприятия. Причины пожаров в помещениях учебных мастерских. Правила отключения электросети, меры предосторожности при пользовании пожарными жидкостями и газами. Правила поведения учащихся при пожаре, порядок вызова пожарной команды, пользование первичными средствами пожаротушения.

 

Занятие 2. Слесарные работы.

Плоскостная разметка. Подготовка деталей к разметке. Разметка замкнутых контуров, образованных отрезками прямых линий, окружностей и радиусных кривых с отсчетом размеров от кромки заготовки и от осевых линий. Все теоретические вопросы общеслесарных работ (назначение и применение операций, устройство и назначение инструментов для их выполнения, применяемое оборудование и приспособления, режимы обработки, контрольно – измерительный и поверочный инструмент, способы контроля, организация рабочего места и требования безопасности труда) излагаются мастером производственного обучения при проведении вводных инструктажей. Разметка по шаблонам. Заточка и заправка разметочных инструментов. Рубка металла. Рубка листовой стали по уровню губок тисков. Вырубание на плите заготовок различных конфигураций из листовой стали. Обрубание кромок под сварку, выступов из неровностей на поверхностях отлитых деталей или сварочных конструкций. Заточка инструмента. Гибка. Правка. Гибка полосовой стали под заданный угол. Гибка стального сортового проката, кромок листовой стали в тисках, на плите с применением приспособлений. Правка полосовой стали и круглого стального прутка на плите. Правка листовой стали. Разка металла. Резка полосовой стали, квадратной, круглой и угловой стали слесарной ножовкой в тисках. Резка труб с креплением в трубозажиме и в тисках. Резка листового материала ручными ножницами. Резка листового металла рычажными ножницами. Опиливание металла. Основные приемы опиливания плоских поверхностей. Опиливание широких и узких поверхностей. Опиливание открытых и закрытых плоских поверхностей, сопряженных под углом 90 градусов. Опиливание параллельных плоских поверхностей. Опиливание цилиндрических поверхностей и фасок на них. Измерение деталей. Сверление, развертывание и зенкование. Сверление сквозных отверстий по разметке. Сверление глухих отверстий с применением упоров, мерных линеек, лимбов и т.д. Сверление с применение механизированных ручных инструментов. Заправка режущих элементов сверл. Зенкование отверстий под головки винтов и заклепок. Ручная развертка цилиндрических отверстий. Нарезание резьбы. Нарезание наружных резьб на болтах и шпильках. Нарезание резьбы в сквозных и глухих отверстиях. Контроль резьбовых соединений. Клепка. Подготовка деталей заклепочных соединений. Сборка и клепка нахлесточного соединения вручную заклепками с полукруглыми и потайными головками. Контроль качества клепки. Шабрение. Шабрение плоских поверхностей. Шабрение криволинейных поверхностей. Затачивание и заправка шаберов для обработки плоских и криволинейных поверхностей. Пайка. Подготовка деталей к пайке. Пайка мягкими припоями. Подготовка деталей и твердых припоев к пайке. Пайка твердыми припоями. Задание выполняется с соблюдением требований безопасности труда.

 

Занятие 3. Ремонтные работы.

Разборка машин на сборочные единицы и детали. Разборка тракторов согласно инструкционно- технологическим картам. Очистка тракторов и сборочных единиц. Подъемно – транспортное оборудование мастерской, механизированный инструмент. Стенды для разборки двигателей, комплекты съемников. Контроль качества выполнения работ. Ремонт типовых соединений и деталей. Ремонт резьбовых соединений и деталей. Ремонт шлицевых шпоночных соединений. Контроль качества выполнения работ. Ремонт сцеплений, механизмов управления, тормозов, рессор и амортизаторов. Разборка и дефектация сборочных единиц. Ремонт основных деталей и их замена. Сборка и регулировка механизмов. Притирка. Контроль качества выполнения работ. Ремонт тракторных колес. Разборка колес, деффектиация. Ремонт ступиц, дисков, покрышек и камер. Сборка колес. Контроль качества выполнения работ. Ознакомление с технологией ремонта двигателя и его систем, электрооборудования, трансмиссии, кабин, кузова и навесной системы тракторов. Ознакомление учащихся с технологическими процессами ремонта. Ознакомление с применяемым инструментом, приспособлениями и оборудованием. Ознакомление со сборкой и обкаткой двигателей тракторов. Ознакомление учащихся с участками сборки и обработки двигателей. Ознакомление с режимами обкатки и применяемым оборудованием. Задание выполняется с соблюдением требований безопасности труда.

 

 

 

7 «УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОЖДЕНИЕ ТРАКТОРОВ (САМОХОДНЫХ МАШИН) КАТЕГОРИИ «С»

Вождение тракторов (самоходных машин) категории «С» планируется индивидуально с каждым кандидатом в водители на автодроме Иркутской ОТШ ДОСААФ России. Вождение тракторов (самоходных машин) категории «С»  проводят мастера производственного обучения ИОТШ ДОСААФ России имеющие соответствующую квалификацию и стаж управления тракторами (самоходными машинами) категории «С» не менее 3 лет в объеме предусмотренным учебным планом подготовки водителей тракторов (самоходных машин) категории «С».

Учебный предмет вождение тракторов (самоходных машин) категории «С» включает в себя следующие упражнения обязательные для выполнения каждым кандидатом в водители.

Упражнения в правильной посадке, пользовании рабочими органами.

Изучение показаний контрольных приборов.

Пуск двигателя. Трогание с места по прямой до достижения плавности начала движения. Повороты направо и налево до достижения уверенности в приемах пользования органами управления. Остановка и трогание на подъеме. Разгон-торможение у заданной линии. Проезд перекрестков. Развороты.

Занятие 1. Индивидуальное вождение колесного трактора.

Вождение колесных тракторов. Упражнение в правильной посадке тракториста в кабине, пользование рабочими органами. Изучение показаний контрольных приборов. Пуск двигателя. Трогание трактора с места по прямой до достижения плавности начала движения. Повороты направо и налево до достижения уверенности в приемах пользования органами управления трактора. Остановка и трогание на подъеме. Разворот. Постановка трактора в бокс задним ходом. Разгон торможение у заданной линии. Агрегатирование трактора с прицепом. Постановка трактора в агрегате с прицепом в бокс задним ходом. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Проезд железнодорожных переездов. Развороты. Вождение трактора с прицепом.

Задание 2 Перевозка грузов.

Производство работ при погрузке, креплении и разгрузке грузов. Перевозка грузов. Оформление приемо – сдаточных документов на перевозимые грузы.

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ (САМОХОДНЫХ МАШИН) КАТЕГОРИИ «С».

 

Оснащение кабинетов

1. Кабинет «Устройство»»

1.1 Двигатель в комплекте с приборами системы смазки, питания, зажигания;

1.2 Коробка передач;

1.3 Набор деталей кривошипно-шатунного механизма;

1.4 Набор деталей газораспределительного механизма;

1.5 Набор деталей системы смазки;

1.6 Набор деталей системы питания;

1.7 Набор деталей сцепления;

1.8 Набор деталей рулевого управления;

1.9 Набор деталей тормозной системы;

1.10 Набор приборов и устройств системы зажигания;

1.11 Набор приборов и устройств электрооборудования;

1.12 Учебно-наглядное пособие по устройству тракторов категории «С»

2. Кабинет «Правила дорожного движения»

2.1 Учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»;

2.2 Учебно-наглядное пособие «Схема населенного пункта, расположение дорожных знаков и средств регулирования»;

2.3  Учебно-наглядное пособие «Дорожно-транспортные ситуации и их анализ»;

2.4 Учебно-наглядное пособие «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим»;

2.5 Набор средств для проведения занятий по оказанию первой медицинской помощи;

2.6 Медицинская автомобильная аптечка;

2.7 Правила дорожного движения Российской Федерации.

 

Учебно-наглядные пособия могут быть представлены в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, конофильма, видеофильма электронного слайда.

 

8. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ (САМОХОДНЫХ МАШИН) КАТЕГОРИИ «С»

 

Билет №1

 

1. Допускается ли эксплуатация самоходной машины при подтекании топлива?

1. Допускается;

2. Не допускается;

3. Допускается при эксплуатации в зимний период;

4. Допускается при незначительном подтекании.

 

2. Что должен сделать водитель оставляя самоходную машину?

1. Заглушить двигатель и затянуть ручной тормоз.

2. Заглушить двигатель и включить любую передачу.

3. Заглушить двигатель, затянуть ручной тормоз и включить стояночную блокировку (при наличии) вынуть ключ зажигания и запереть кабину (при наличии) .

 

3. Разрешается ли заливать топливо в бак при работающим двигателе самоходной машины?

1. Разрешается.

2. Запрещается.

3. Разрешается только в сырую погоду.

 

4. Допускается ли эксплуатация самоходной машины с поврежденной изоляцией электропроводов?

1. Допускается.

2. Допускается если провод не касается металлических деталей.

3. Допускается при отключенной массе.

4. Не допускается

 

5. Всегда ли нужно шплинтовать штырь прицепного или буксирного устройства при работе самоходной машины в агрегате с прицепными машинами?

1. Только при работе с прицепами.

2. Со всеми прицепными машинами работающими со скоростями более 10км/ч.

3. Всегда.

 

Билет № 2

 

1. Допускается ли работа на самоходной машине в одежде со свободными краями (полами, рукавами и.т.п) ?

1  Допускается;

2. Не допускается;

3. Допускается кратковременно при работе со скоростями более 10 км/ч.

 

2. Какие неисправности приводят к загрязнению окружающей среды?

1. Имеется подтекание масла и охлаждающей жидкости.

2. Повышенная дымность двигателя.

3. Обе неисправности ведут к загрязнению окружающей среды.

 

3. Влияет ли физическое здоровье на безопасность дорожного движения?

1. Влияет незначительно.

2. Не влияет.

3. Физическое здоровье водителя является одним из главных факторов безопасности дорожного движения.

 

4. Движение вниз по крутому склону необходимо осуществлять?

1. На нейтральной передачи накатом.

2. Выжав педаль сцепления и притормаживая при разгоне.

3. На первой передачи не допуская выключения сцепления.

 

5. Допускается ли эксплуатация трактора работающего с прицепом если на нем отсутствует знак автопоезд ?

1. Разрешается.

2. Допускается в полевых условиях.

3. На усмотрение оператора.

4. Запрещается

 

Билет № 3

 

1. Можно ли работать на машине с неисправными контрольно-измерительными приборами?

1. Можно;

2. Запрещено;

3. Можно, на работах не связанных с увеличенной нагрузкой двигателя

 

2. Разрешается ли работа с прицепом не оборудованным тормозами, если его масса превышает половину эксплуатационной массы трактора?

1. Разрешается.

2. На усмотрение оператора.

3. Разрешается при скорости не более 20 км/ч

4. Запрещается.

 

3. Можно ли при буксировке на гибкой сцепке использовать эластичный материал?

1. Можно;

2. Можно на скорости до 15 км/ч

3. Запрещено, так как это может привести к травмам.

 

4. Допускается ли использование открытого пламени для подогрева масла в поддоне двигателя?

1. Допускается.

2. Допускается только в сильные морозы.

3. Запрещается.

 

5. Допускается ли работа самоходной машины, если рычаги управления рабочими органами не имеют надежной фиксации?

1. Разрешается только без выезда на дороги общего пользования.

2. Разрешается только на территории организации (хозяйства) или в полевых условиях .

3. На усмотрение водителя.

4. Запрещается.

 

Билет № 4

 

1. Каким образом необходимо уложить пострадавшего если у него отсутствует или плохо прощупывается пульс, отмечается бледность (в связи с кровотечением кровопотерей)?

1. Сидя или полулежа.

2. С низким положением головы или приподнятыми ногами.

3. На спину на ровную поверхность.

 

2. Можно ли перевозить людей в прицепе самоходной машины?

1. Нельзя;

2. Можно в полуприцепе;

3. Можно в полуприцепе оборудованном сиденьями

4. Можно в полуприцепе оборудованном сиденьями если скорость машины не превышает 15 км/ч

 

3. Допускается ли эксплуатация самоходной машины, если отсутствует устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче?

1. Допускается;.

2. Не допускается;

3. Допускается при запуске двигателя стартером;.

4. Допускается при страховке запуска вторым человеком.

 

4. Можно ли эксплуатировать самоходную машину с превышенной нормой дымности :

1. Можно;

2. Можно при выхлопе черного дыма;

3. Нельзя.

 

5. Эксплуатация самоходной машины, имеющей не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов:

1. Допускается;.

2. Допускается до очередного ТО;.

3. На усмотрение водителя

4. Запрещена.

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета ПОУ  Иркутская ОТШ ДОСААФ России

протокол №___   от__________________2017    г

                            

                           

 

 

 

Заместитель начальника  ПОУ Иркутская ОТШ

                             ДОСААФ России по УПЧ                                                        А. Шишкин

 

Наш учебный автопарк

Рейтинг@Mail.ru