×

Автошкола

ул.Поленова 18-А

Профессионально, надежно, качественно

(3952)72-83-06

Заказать обратный звонок Военная подготовка

Вы используете устаревший браузер.
Чтобы сайт отображался правильно, обновите браузер.

Образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "DE"

 

 

Разработчики Рабочих программ Образовательной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «DЕ»: Толстихин М.А. – преподаватель, Беляевский Д.В. – преподаватель, Францишко А.М. – старший МПО.

 Образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «DЕ» рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета ПОУ  «Иркутская ОТШ ДОСААФ России», протокол № 1 от 19 января 2016г.

  Заместитель начальника  ПОУ

«ИОТШ ДОСААФ России» по УЧ №2     Д. Беляевский

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Образовательная программа профессионального обучения водителей транспортных средств категории "DE" (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" с изменениями (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями, на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 с изменениями, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969), приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.07.2014 г, регистрационный № 33026), Руководства по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ДОСААФ России (Утвержденного постановлением Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 02.08.2010 г протокол № 29).

Содержание образовательной программы профессиональной подготовки водителей ТС  категории «DЕ» Негосударственного Образовательного Учреждения Начального Профессионального Образования Иркутской Объединенной Технической Школы Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту России (далее - Школа) представлено пояснительной запиской, учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Программы, условиями реализации Программы, системой оценки результатов освоения Программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Программы.

Учебный план содержит перечень учебных предметов специального цикла с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.

Специальный цикл включает учебные предметы:

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "DE" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "DE";

"Вождение транспортных средств категории "DE" (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией)".

Рабочие программы учебных предметов раскрывают последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.

Условия реализации Программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Программы.

Программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.

 

 

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Учебный план

Таблица 1

 

Учебные предметы

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Учебные предметы специального цикла

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "DE" как объектов управления.

6

3

3

зачет

Основы управления транспортными средствами категории "DE".

6

3

3

зачет

Вождение транспортных средств категории "DE" (для транспортных средств с механической либо автоматической трансмиссией) <1>

32

-

32

зачет

Квалификационный экзамен

4

2

2

 

Итого

48

8

40

 

 

1 Вождение ТС категории «DЕ» проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.

 

 

III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Календарный учебный график

Таблица 2

Учебные предметы

Количество часов

Номер занятия

ИТОГО

всего

из них:

1

2

3

4

Учебные предметы специального цикла

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "DE" как объектов управления.(зачет)

6

теор.

3

Т.1.1

2

Т.2.1

1

 

 

3

практ.

3

 

Т.2.2.

1

Т.2.2, зачет

2

 

3

Основы управления транспортными средствами категории "DE".(зачет)

6

теор.

3

Т.1.1

2

Т.2.1

1

 

 

3

практ.

3

 

Т.1.2

1

Т.2.2,

зачет

2

 

3

Квалификационный экзамен

Итоговая аттестация – квалификационный экзамен

4

теор.

2

 

 

 

2

2

практ.

2

 

 

 

2

2

Вождение транспортных средств категории "DE" (для транспортных средств с механической либо автоматической трансмиссией) <1>(зачет)

32

 

 

 

 

 

ИТОГО

48

4

4

4

4

 

 

1 Вождение ТС категории «DЕ» проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.

 

 

IV. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

4.1. Специальный цикл Программы.

 

4.1.1. Учебный предмет "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "DE" как объектов управления".

 

Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 3

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Устройство транспортных средств

Общее устройство прицепов

2

2

-

Итого по разделу

2

2

-

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание прицепов

1

1

-

Подготовка автопоезда к движению <1>

3

-

3

Итого по разделу

4

1

3

Итого

6

3

3

 

<1> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.

 

Тема 1.1. Устройство транспортных средств.

Общее устройство прицепов: классификация прицепов; краткие технические характеристики прицепов категории O2 О3; общее устройство прицепа; виды подвесок, применяемых на прицепах; назначение и устройство рабочей тормозной системы прицепа; электрооборудование прицепа; способы фиксации страховочных тросов (цепей);  неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация прицепа.

 

Тема 2.1. Техническое обслуживание.

Техническое обслуживание прицепов и тягово-сцепных устройств: виды и периодичность технического обслуживания прицепов; контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание прицепов; подготовка прицепа к техническому осмотру.

Тема 2.2. Подготовка автопоезда к движению:

Проверка наличия смазки в механизме узла сцепки; проверка люфта между узлом сцепки и сцепным шаром; проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес; проверка надежности соединения страховочных тросов (цепей); проверка работы внешних световых приборов прицепа.

Зачет. Решение тематических задач по темам 1 – 2; контроль знаний (за счет времени отведенного на предмет) при проведении теоретического этапа промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится по контрольным вопросам (Приложение 1).

4.1.2. Учебный предмет "Основы управления транспортными средствами категории "DE".

 

Распределение учебных часов по разделам и темам

 

Таблица 4

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях

3

2

1

Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях

3

1

2

Итого

6

3

3

 

Тема 1. Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях: силы, действующие на автопоезд; расположение центра тяжести сочлененного автобуса, автобуса с прицепом; влияние размещения и крепления груза; сцепление колес с дорогой; торможение автопоезда; остановочный и тормозной путь, замедление движения; инерция автопоезда; силы, действующие на автопоезд при криволинейном движении; устойчивость и управляемость автопоезда; особенности движения автопоезда при совершении поворотов и движении задним ходом; возможность опрокидывания автопоезда; понятие о заносе; причины, вызывающие боковой занос и складывание автопоезда; понятие о проходимости автопоезда; причины возникновения поперечных и продольных колебаний прицепа во время движения автопоезда; управление автопоездом при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; управление автопоездом при обгоне, опережении и встречном разъезде; маневрирование автопоезда в ограниченном пространстве; управление автопоездом при движении задним ходом; предотвращение "складывания" автопоезда при движении задним ходом; обеспечение безопасности при движении автопоезда задним ходом; особенности управления автопоездом в горной местности, на крутых подъемах и спусках; особенности управления автопоездом при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); перевозка грузов в прицепах различного назначения; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления автопоездом в зависимости от характеристик перевозимого груза. Решение ситуационных задач.

 

Тема 2. Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях: причины ухудшения курсовой устойчивости и "складывания" автопоезда при торможении; причины возникновения заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача по предотвращению и прекращению заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача при превышении безопасной скорости на входе автопоезда в поворот; приемы управления автопоездом на скользкой дороге (начало движения, торможение, вывод из заноса, соблюдение безопасной дистанции и интервала); управление автопоездами на заснеженных дорогах в городских и загородных условиях; особенности управления автопоездами в темное время суток; влияние габаритов автопоездов при изменении направления движения; изменение тормозного усилия автопоезда, стоящего на стояночном тормозе при нагруженном прицепе; необходимость использования противооткатных упоров; движение по колеям, дороге с неровным поперечным профилем; необходимость учета углов взаимных перемещений тягача и прицепа; снижение проходимости автопоезда вследствие большого сопротивления качению; возможность использования большей инерции автопоезда для преодоления коротких участков с большим сопротивлением качению; необходимость плавного начала движения и остановки, особенно в условиях пониженного сцепления колес с дорогой; подготовка автопоезда для работы на горных дорогах; возможность заносов во время движения и торможения, при маневрировании; складывание сочлененного автобуса, автобуса с прицепом; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости автопоезда; действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса; действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади; действия водителя при отказе рабочего тормоза и разрыве шины в движении; действия водителя при падении автопоезда в воду. Решение ситуационных задач.

Зачет. Решение тематических задач по темам 1 – 2; контроль знаний (за счет времени отведенного на предмет) при проведении теоретического этапа промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится по контрольным вопросам (Приложение 2).

 

4.1.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств категории "DE".

 

Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 5

 

Наименование разделов и тем

Количество часов практического обучения

Первоначальное обучение вождению

Приемы управления транспортным автопоездом

4

Управление автопоездом в ограниченных проездах

8

Итого по разделу

12

Обучение вождению в условиях дорожного движения

Вождение по учебным маршрутам

20

Итого по разделу

20

Итого

32

 

Раздел 1. Первоначальное обучение вождению.

Тема 1.1. Приемы управления транспортным автопоездом

Приемы управления автопоездом: подготовка к выезду, сцепка автопоезда, проверка технического состояния автопоезда, начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения; начало движения, движение с поворотами направо, налево и разворотом для движения в обратном направлении; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, расцепка автопоезда.

Тема 1.2. Управление автопоездом в ограниченных проездах

Управление автопоездом в ограниченных проездах: повороты налево и направо на 90 градусов при ограниченной ширине полосы движения (при движении вперед); начало движения задним ходом, въезд в "габаритный коридор" с поворотом на 90 градусов направо (налево), движение в "габаритном коридоре", подъезд задним бортом к имитатору погрузочной платформы (ряду стоек), остановка перед имитатором погрузочной платформы, выезд из "габаритного коридора" передним ходом в сторону, противоположную въезду в "габаритный коридор", остановка, начало движения задним ходом; проезд перекрестка и железнодорожного переезда; развороты без применения и с применением заднего хода; начало движения задним ходом, движение по прямой в "габаритном коридоре" задним ходом, остановка, начало движения передним ходом, движение по прямой в "габаритном коридоре" передним ходом, остановка.

 

Раздел 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения.

Тема 2.1. Вождение по учебным маршрутам.

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении.

 

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения Программы обучающиеся должны знать:

Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;

особенности управления составом транспортных средств в штатных и нештатных ситуациях.

В результате освоения Программы обучающиеся должны уметь:

безопасно и эффективно управлять составом транспортных средств в различных условиях движения;

соблюдать Правила дорожного движения при управлении составом транспортных средств;

выполнять ежедневное техническое обслуживание состава транспортных средств;

устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации состава транспортных средств;

прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления составом транспортных средств;

своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

совершенствовать свои навыки управления составом транспортных средств.

 

VI. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

6.1. Организационно-педагогические условия в Школе обеспечивают  реализацию Программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизиологическим особенностям обучающихся Школа проводит тестирование обучающихся с помощью преподавателей соответствующей квалификации (возможно использование аппаратно-програмного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.

Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах Школы по адресам г. Иркутск ул. Поленова 18а и ул. Красноярская 11 с использованием учебно-материальной базы соответствующей установленным требованиям.

Наполняемость учебной группы не превышает 30 человек.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению составляет 1 астрономический час (60 минут).

Согласно расчетной формулы общее количество обучаемых по Программе (50 человек в год) соответствует количеству учебных кабинетов Школы для теоретического обучения 2 кабинета при необходимых расчетных 0,02 для дневной и вечерней учебных групп).

 

;

 

где П - число необходимых помещений;

 - расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;

n - общее число групп;

0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);

 - фонд времени использования помещения в часах.

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.

Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.

Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на автодроме Школы по адресу г. Иркутск ул. Баррикад 216

К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на автоматизированном автодроме и по 1 из 3 учебных маршрутов, утвержденных начальником Школы и согласованных с начальником ОГИБДД России по г. Иркутску.

На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.

Транспортные средства, используемое для обучения вождению, соответствуют  материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 6.4 Программы.

6.2. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов (2 человека), мастера производственного обучения (2 человека), удовлетворяют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям Из числа преподавателей 2 человека имеют высшее образование по профилю преподаваемых предметов. Мастера производственного обучения имеют среднее профессиональное образование по профилю. Штатным расписанием НОУ НПО ИОТШ ДОСААФ России для обучения специалистов массовых технических профессий предусмотрено 147 преподавателей и МПО. Все преподаватели и мастера производственного обучения своевременно прошли необходимое повышение квалификации.

6.3. Информационно-методические условия реализации Программы включают:

учебный план;

календарный учебный график;

рабочие программы учебных предметов;

методические материалы и разработки;

расписание занятий.

6.4.      Материально-технические условия реализации Программы.

Учебные транспортные средства (2 автомобиля категории «D» и 2 прицепа) используемые в учебном процессе, обеспечивают: первоначальное обучение вождению в составе с немеханическим транспортным средством изучение особенностей управления автопоездом).

Учебные транспортные средства категории "DE" представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами категории  О2 и О3 зарегистрированными в установленном порядке.

Возможность обучения по Программе 50 человек в год подтверждается расчетом количества учебных транспортных средств Школы по формуле:

 

;

 

где  - количество автотранспортных средств;

T - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

К - количество обучающихся в год;

t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;

24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;

12 - количество рабочих месяцев в году;

1 - количество резервных учебных транспортных средств.

 

Механические транспортные средства Школы, используемые для обучения вождению, оборудованы дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" с изменениями.

 

Перечень учебного оборудования

Таблица 6

 

Наименование учебного оборудования

Единица измерения

Количество

Оборудование и технические средства обучения

 

 

Компьютер с соответствующим программным обеспечением

комплект

1

Мультимедийный проектор

комплект

1

Экран (монитор, электронная доска)

комплект

1

Магнитная доска со схемой населенного пункта <1>

комплект

1

Учебно-наглядные пособия <2>

 

 

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "DE" как объектов управления

 

 

Классификация прицепов

шт.

1

Общее устройство прицепа категории О2, О3

шт.

1

Виды подвесок, применяемых на прицепах

шт.

1

Устройство рабочей тормозной системы прицепа

шт.

1

Электрооборудование прицепа

шт.

1

Устройство узла сцепки

шт.

1

Контрольный осмотр и ежедневное техническое

шт.

1

обслуживание автопоезда

 

 

Основы управления транспортными средствами категории "DE"

 

 

Управление автопоездом при прохождении поворотов

шт.

1

Управление автопоездом при обгоне, опережении и встречном разъезде

шт.

1

Маневрирование автопоезда в ограниченном пространстве

шт.

1

Управление автопоездом при движении задним ходом

шт.

1

Перевозка грузов в прицепах различного назначения

шт.

1

Причины ухудшения курсовой устойчивости и "складывания" автопоезда при торможении

шт.

1

Причины возникновения заноса и сноса прицепа

шт.

1

Особенности управления автопоездом в горной местности

шт.

1

Типичные опасные ситуации

шт.

1

Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД

шт.

1

Информационные материалы

 

 

Информационный стенд

 

 

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"

шт.

1

Копия лицензии с соответствующим приложением

шт.

1

Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "DE"

шт.

1

Образовательная программа профессионального обучения водителей транспортных средств категории "DE", согласованная с Госавтоинспекцией

шт.

1

Учебный план

шт.

1

Календарный учебный график (на каждую учебную группу)

шт.

1

Расписание занятий (на каждую учебную группу)

шт.

1

График учебного вождения (на каждую учебную группу)

шт.

1

Схемы учебных маршрутов, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность

шт.

1

Книга жалоб и предложений

шт.

1

Адрес официального сайта в сети "Интернет"

 

 

 

<1> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.

<2> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.

 

Участки автодрома Школы (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Программой, имеют ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Автодром иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.

Размеры автодрома Школы для первоначального обучения вождению транспортных средств составлять 0,32 га, размеры автоматизированного автодрома -0,96 га.

На автодроме и автоматизированном автодроме Школы сцепление колес транспортного средства с покрытием автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях составляет 0,41 и соответствует ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" <1>, что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.

На автодроме и автоматизированном автодроме НОУ НПО ИОТШ ДОСААФ России для разметки границ отдельных заданий (упражнений) применяются стационарные элементы. Для возможности изменения габаритных размеров отдельных заданий (разметки границ) применяются разметочные (ограничительные) конуса, стойки и стержневые вехи. Поперечный уклон участков автодрома и  автоматизированного  автодрома,  используемых для выполнения

 

<1> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).

учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Программой обеспечивает водоотвод с их поверхности.

 Продольный уклон автодрома и автоматизированного автодрома составляет 100 %

В случае проведения обучения в темное время суток на автодроме используется искусственное освещение. Освещенность автодрома составляет 25 лк.

Автоматизированный автодром оборудован следующими элементами: регулируемым перекрестком, нерегулируемым Т-образным перекрестком, пешеходным переходом 2-х полосным наклонным участком (эстакадой), участком дороги с поворотом на 90 град, змейка, разворот и парковка задним ходом, параллельная парковка задним ходом, нерегулируемым ж/д переездом, полосой разгона, стоянкой для автомобилей и дорожными знаками.

Кроме того автодром Школы оборудован  средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Территория всего комплекса автодромов Школы оборудована ограждением.

Автоматизированный автодром Школы оборудован техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Учебно-материальная база НОУ НПО ИОТШ ДОСААФ России удовлетворяет условиям реализации Программы.

 

 

VII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции Школы и проводится на основании «Положения о промежуточной и итоговой аттестации в НОУ НПО ИОТШ ДОСААФ России.

Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений <1>.

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "DE" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "DE".

Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых начальником Школы. Промежуточная аттестация по предметам проводится в форме зачета, где учащийся получает по предмету зачет при условии правильного ответа не менее чем на 2 вопроса из 3.

 

<1> Статья 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "DE" на автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "DE" в условиях дорожного движения.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.

При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются Школой на бумажных или электронных носителях.

 

VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

 

Учебно-методические материалы представлены:

примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "DE", утвержденной в установленном порядке;

образовательной программой профессионального обучения водителей транспортных средств категории "DE", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной начальником Школы.

методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными начальником Школы (перечень локальных актов Школы - приложение)

материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными начальником школы

 

IX. ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ:

  1. Смагин А.В. «Правовые основы деятельности водителя». Учебник водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е». – М., Академия, 2009 г.
  2. Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Советов Министров – Правительство Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения»).
  3. Рожков Л.Б., Найдина И.В. Психологические основы безопасного управления транспортным средством. М.: ООО «Издательский Дом «Автопросвещение», 2012
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008
  5. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. Для вузов. М.: Транспорт, 1993
  6. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учеб. Водителя автотранспортных средств
  7. Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990.
  8. Бескаравайный М.И. Устройство автомобиля просто и понятно для всех. М.: Эксмо, 2008
  9. Евтюков С.А., Глахков В.Ф., Лобанова Ю.Г. Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств. Обучение практическому вождению автомобилей: Учеб. Методич. Пособие / Под общ. ред. С.А. Евтюкова. СПб.: ИД «Петрополис», 2010
  10. Цыганков Э.С. Золотые правила безопасного вождения. М.: Эксмо, 2007
  11. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом. М.: Дело и Сервис, 2002
  12. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. М.: Издательский центр «Академия», 2004
  13. Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки. Ростов н/Д: Феникс, 2007

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

  1. Денисова Ю.В. «Психологические основы безопасного управления транспортными средствами». – М., МААШ.
  2. Шувалова С.А. «Психологическая подготовка водителя».  – Ростов н/Д., 2007 г.
  3. Федеральный закон от 10.01.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  5. Федеральный закон от 25.04.1995 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО)
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 г. №125-ФЗ
  8. Гражданский кодекс российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ

 

,

Разработал преподаватель Иркутской ОТШ ДОСААФ России                         А. Шишкин

Наш учебный автопарк

Рейтинг@Mail.ru