Военная подготовка

Автошкола

Автошкола ДОСААФ

Вы используете устаревший браузер.
Чтобы сайт отображался правильно, обновите браузер.

Образовательная программа подготовки ВУС-420

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВОЙСК СВЯЗИ ВС РФ (ВУС-420 Специалист коротковолновых радиостанций малой мощности)

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящая образовательная программа предназначена для подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, по военно-учетной специальности - «специалист коротковолновых радиостанций малой мощности (ВУС – 420) в Иркутской объединенной технической школе ДОСААФ России. И составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании»  «Примерной программы подготовки специалистов коротковолновых радиостанций малой мощности» в организациях ДОСААФ России.

Подготовка курсантов по ВУС проходит в соответствии с Федеральным законом РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановлением правительства РФ от 31.12.1999 г № 1441 «Об утверждении положения о подготовки граждан РФ к военной службе», и организуется в соответствии с руководящими доку­ментами Министерства обороны Российской Федерации и ДОСААФ России.

Программа подготовки специалистов связи вклю­чают в себя техническую и специальную подготовку.

Материально-техническое обеспечение учебного процес­са подготовки специалистов    связи    осуществляется    в   соответствии   с    Табелем  № 33

снабжения военной техникой и военно-учебным имуществом образовательных организаций ДОСААФ России, готовящих специалистов для войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации.

По основам военной службы обучение проводится по от­дельной программе.

Обучению  подлежат   граждане мужского пола, достигшие 17-ти летнего возраста, подлежащие очередному призыву на военную службу, годные по состоянию здоровья, физическому развитию, морально-психологическим качествам и имеющие профессиональную пригодность не ниже I категории.

Указанная в образовательной программе последовательность изучения тем может быть изменена решением педагогического совета образовательного учреждения, при условии, что Программа будет выполнена полностью.

Структура и содержание Образовательной программы представлены учебным планом по Образовательной программе, тематическими планами по учебным предметам,  программами по учебным предметам.

В  учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием времени, отводимого на освоение предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.

В тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В рабочей программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом рабочей программы.

 

2. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

 

Подготовить курсантов по специальностям связи, твер­до знающих устройство и правила эксплуатации техники связи по специальности, способных технически грамотно ее эксплуа­тировать в различных режимах работы и обеспечивать устой­чивую связь в сложных условиях современного боя, при актив­ном воздействии средств радиоэлектронной борьбы, высоко­точного и других видов оружия противника.

Выработать у курсантов твердые навыки самостоятель­ной подготовки изделий связи к работе, ее настройки, установле­ния связи в нормативные сроки и в техническом обслуживании.

 

Требования к уровню подготовки по военно-специальным (военно-техническим) дисциплинам.

К концу обучения специалисты коротковолновых радиостанций малой мощности должны:

Знать:

требования безопасности при развертывании, эксплуатации и техническом обслуживании средств радиосвязи, основы электрорадиотехники;

сущность радиосвязи, особенности распространения радиоволн, порядок установления радиосвязи и правила ведения радиообмена, основы радиопередачи и радиоприема, порядок установления связи и ведение радиообмена;

порядок выбора антенн в зависимости от условий обеспечения радиосвязи, определения азимута на корреспондента и ориентации антенн;

назначение, тактико-технические характеристики и устройство переносных и возимых радиостанций малой мощности, полевого коммутатора малой емкости, полевых телефонных аппаратов, полевого кабеля связи, полевых зарядных устройств;

порядок проведения технического обслуживания средств связи в объеме ЕТО, ТО-1.

Уметь:

эксплуатировать радиостанции малой мощности в различных режимах работы в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции)по эксплуатации;

выполнять обязанности по установлению связи, оформлять, принимать и передавать радиограммы, вести радиообмен в телефонном режиме;

принимать на слух и передавать датчиком Р-010, телеграфным ключом знаки телеграфной азбуки, передавать, принимать радиограммы, пользоваться переговорной таблицей дежурного радиста, вести радиообмен с оформлением документов дежурного радиста;

обнаруживать и устранять характерные неисправности штатной техники связи, готовить к применению радиосредства, проводить техническое обслуживание средств связи в объеме ЕТО, ТО-1

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Срок обучения специалистов по программе военно-профессиональной подготовки–3 месяца.

Бюджет учебного времени, выделяемый на военно-профессиональную   подготовку – 390 часов.

1. Подготовка специалистов проводится в составе учебного взвода (25-30 человек), отделения (8-10 человек), группы (2-3 человека) в два потока (по 50 % годового задания в каждом по­токе) с учетом максимального приближения сроков окончания обучения к срокам призыва на действительную военную службу.

2. При организации подготовки курсантов без отрыва от производства продолжительность учебной недели не должна превышать 24 учебных часа (6 дней по 4 часа), а при обучении с отрывом от производства - 44 учебных часа (5 дней по 8 часов, в субботу - 4 часа).

3. Продолжительность учебного часа занятий 50 минут, перерыв – 10 минут.

4. Основными видами учебных занятий в школах обучения являются:

теоретические занятия;

практические занятия;

тренировки.

Основой обучения является одиночная подготовка.

5. Теоретические, практические занятия и тренировки ор­ганизуются и проводятся в соответствии с требованиями «Руко­водства по организации учебно-воспитательного процесса в шко­лах ДОСААФ».

Целью проведения теоретических занятий является до­ведение до курсантов сведений по теоретическим вопросам, лежащих в основе законов и физических явлений, а также по принципу действия и устройству изучаемых средств связи.

Целью проведения практических занятий является обу­чение курсантов правилам эксплуатации и технического обслу­живания средств связи под непосредственным наблюдением и руководством мастера производственного обучения. Практиче­ские занятия по обнаружению и устранению характерных неис­правностей, по обучению выполнения технического обслужива­ния, включения и выключения средств связи проводятся только на учебных средствах связи и тренажерах.

Для проведения практических занятий учебный взвод делится на три отделения. За каждым отделением закрепляется мастер производственного обучения. Каждое отделение должно быть обеспечено оборудованным учебным местом, позволяю­щим выполнять положенный объем практических операций.

Тренировки проводятся с целью получения курсантами навыков самостоятельного выполнения практических операций по эксплуатации и техническому обслуживанию средств связи, выполнению установленных нормативов по работе на средствах связи. Тренировки проводятся на учебных местах и полигонах связи, оборудованных учебно-боевой техникой (тренажерами) в составе отдельных бригад.

6. За каждым учебным взводом на весь период обучения закрепляется преподаватель или мастер производственного обу­чения, отвечающий за качество подготовки курсантов, дисципли­ну и проведение воспитательной работы.

7. На каждый учебный взвод ведется журнал учета заня­тий по форме, установленной «Руководством по организации учебно-воспитательного процесса в школах ДОСААФ». Журнал учета занятий является основным документом, отражающим выполнение программы подготовки курсантов по предметам, успеваемость, посещаемость занятий курсантами и контроль учебного процесса должностными лицами школы(проверяющими). Сокращать время, запланированное на проведение занятий, категорически запрещается.

8. В процессе обучения проводится текущий контроль знаний курсантов, их практических навыков по эксплуатации и применению  средств связи с выставлением оценок в журнал. По каждой изу­ченной теме проводится зачет с выставлением итоговых оценок в журнал.

Перевод курсантов из одного взвода в другой в течение всего периода обучения не допускается.

9. Педагогическому совету школы в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки курсантов, а также с учетом особенностей устройства и эксплуатации изучаемых образцов средств связи, разрешается изменять количество часов, тематику предметов, сохраняя при этом общее количест­во часов, отведённых на вид подготовки.

10. За организацию и проведение мероприятий в школе по соблюдению правил и мер безопасности при эксплуатации средств связи и электроустановок ответственность несет на­чальник школы.

Руководитель занятия несет личную ответственность за соблюдение мер безопасности курсантами, за исправное со­стояние оборудования, наличие и состояние средств защиты.

Перед проведением практических занятий и тренировок руководитель обязан провести инструктаж курсантов по прави­лам безопасности при эксплуатации средств связи под роспись в журнале инструктажа.

Работа на средствах связи до изучения темы «Правила техники безопасности при развертывании, эксплуатации и техни­ческом обслуживании средств (линий) связи» запрещается.

11. Для проверки качества подготовки курсантов в школе после окончания курса обучения проводятся выпускные экзамены. Выпускные экзамены принимает военная экзаменаци­онная комиссия в соответствии с требованиями «Руководства по подготовке специалистов для Вооруженных Сил РФ в учебных организациях ДОСААФ и средних профессионально-технических училищах».

12. К выпускным экзаменам допускаются курсанты, изу­чившие в полном объеме материал программы, выполнившие предусмотренные программой, практические работы на средст­вах связи и регулярно посещавшие занятия.

Курсанты, пропустившие более 20 % занятий или не в полном объеме выполнившие предусмотренные программой практи­ческие работы, к экзаменам не допускаются.

13. Курсантам, успешно сдавшим выпускные экзамены, выдаются свидетельства об окончании учебной организации ДОСААФ установленного образца.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Занятия с курсантами по технической подготовке проводятся в классах, учебных полигонах на действующих изделиях и средствах связи, тренажерах. Процесс подготовки специалистов должен быть основан на теории творческого примене­ния принципов планомерного и поэтапного развития и формирования зна­ний, умений и навыков. Основными методами обучения являются: вербальное изложение материала (рассказ, диалог), наглядная демонстрация материала занятия. Практическая рабо­та проводится на технике связи с использованием учебно-тренировочных карт (УТК), алгоритмов по настройке и эксплуатации оборудования.

Главное внимание при изучении средств связи уделя­ется вопросам эксплуатации средств связи в различных режимах работы, измерению электрических параметров, обнаружению и устранению простейших неисправностей.

Общее устройство отдельных частей, узлов и блоков изделий связи, а также приемов и действий по их настройке, изу­чается на материальной части и учебно-тренировочных средст­вах путем объяснения и образцового показа руководителем за­нятий.

Прочность знаний и навыков курсантов достигается многократным повторением приемов и действий по настройке и техническому обслуживанию изучаемых образцов связи.

Навыки в выполнении работ по техническому обслужива­нию средств связи курсанты приобретают в ходе практических занятий и тренировок. Количество учебных (рабочих) мест на ка­ждом занятии должно обеспечивать рациональное распределение специалистов и полный охват практически­ми работами всех курсантов учебной группы.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

Специальная подготовка является основным предме­том обучения специалистов, обеспечивающая профессиональную выучку и мастерство курсантов в эксплуатации средств связи.

Основными видами занятий в процессе подготовки курсантов по специальной подготовке являются практические занятия и тренировки на тех­нике связи.  В ходе практических занятий и тренировок главное внимание уделяется вопро­сам подготовки к работе, настройке и эксплуатации средств связи в различных режимах с учетом мероприятий по обеспечению безопасности связи, измерения параметров изделий связи (аппаратуры), линий, каналов связи и их регулировки, обнаружения и устранения простейших неисправ­ностей и соблюдения техники безопасности.

Все занятия по специальной подготовке проводятся с обязательным использованием учебной и учебно-боевой техники связи, тренажеров, макетов, обучающих устройств, полных и сокращенных УТК, таблиц, плакатов и др. пособий.

К самостоятельной работе на средствах связи курсан­ты допускаются после изучения техники безопасности при экс­плуатации средств связи, требований по обеспечению безопас­ности связи, правил СЭС, изучения обязанностей дежурного специалиста, устройства техники связи, инструкции по ее экс­плуатации, получения навыков в настойке аппаратуры и веде­нии оперативно-технической документации.

 

 

 

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

подготовки специалистов коротковолновых радиостанций малой мощности

 

Код:                                       ВУС-420                                          

Срок обучения:                    390 часов                                         

Категория слушателей:       основное общее образование                    

Форма обучения                  очная (очно-заочная)                                   .

Режим занятий:                    6-8 (4-5) часов в день                                  .

Квалификация:                    специалист коротковолновых радиостанций малой мощности ВУС-420

 

 

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего, час.

Из них

Форма контроля

теор

практ

1.

Техническая подготовка

158

106

52

Зачет*

2.

Специальная подготовка

226

40

186

Экзамен*

3.

Экзамен

6

3

3

 

 

Итого:

390

149

241

        

 

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Перечень тем и примерный расчет часов

 

№ Темы

Наименование темы

Кол-во часов

Из них

теор

практ

1.

Правила техники безопасности при развертывании, эксплуатации и техническом обслуживании средств радиосвязи.

6

6

-

2.

Основы электрорадиотехники.

12

12

-

3.

Легкие полевые кабели связи.

4

2

2

4.

Полевой телефонный аппарат.

4

2

2

5.

Полевой коммутатор малой и средней емкости.

4

2

2

6.

Радиостанции малой мощности.

28

28

-

7

Полевые зарядные устройства.

4

4

-

8.

Основы радиосвязи.

18

18

-

9.

Электроизмерительные приборы и методика проведения измерений.

2

2

-

10.

Устройство и эксплуатация техники связи.

56

20

36

11.

Техническое обслуживание средств связи.

8

4

4

12.

Зачеты.

12

6

6

 

ИТОГО:

158

106

52

 

 

ТЕМА 1. Правила техники безопасности при развертывании, эксплуатации и техническом обслуживании средств радиосвязи

 

Занятие 1. Общие положения по техники безопасности. Виды поражения электрическим током. Правила оказания первой помощи при поражении электрическим током, отравлении угарным газом, ядо­витыми жидкостями, обморожении и ожогах.

Занятие 2. Правила техники безопасности при развертывании, подключении к различным источникам электропитания, эксплуатации и техническом обслуживании средств радиосвязи.

Занятие 3. Правила техники безопасности при работе с агрега­тами электропитания, кислотными и щелочными аккумуляторами, ядовитыми жидкостями.

Занятие 4. Зачет по правилам техники безопасности.

 

ТЕМА 2. Основы электрорадиотехники

 

Занятие 1. Постоянный и переменный электрический ток, его параметры и единицы измерения. Закон Ома для участка цепи. Первичные и вторичные источники электропитания. Плавкие и термические предохранители, их назначение и принцип работы.

Занятие 2. Постоянные и переменные резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, трансформаторы, дроссели и реле, их назначение и принцип работы.

Занятие 3. Типы, конструкция и принцип работы полупроводниковых приборов, применяемых в аппаратуре связи.

Занятие 4. Электровакуумные приборы, применяемые в аппаратуре связи, их назначение и принцип работы.

Занятие 5. Колебательные контуры и фильтры, усилители и генераторы, применяемые в аппаратуре связи, их назначение и принцип работы. Классы усиления.

Занятие 6. Умножители и делители, смесители и детекторы, их назначение и принцип работы.

Занятие 7. Зачет

ТЕМА 3. Легкие полевые кабели связи

 

Занятия 1. Назначение, тактико-технические характеристики и устройство полевых кабелей связи. Вводные и соединительные кабели связи.

Занятия 2 (практическое). Правила ремонта легкого полевого кабеля. Изготовление сростка однопроводного и двухпроводного кабелей. Заделка концов кабелей для подключения к телефонному аппарату. Имущество и инструмент, применяемые для прокладки линий связи из легкого полевого кабеля. Порядок размотки и намотки кабеля на катушку. Практическая работа по ремонту кабеля. Проведение технического обслуживания в объеме ЕТО, ТО-1.

 

ТЕМА 4. Полевой телефонный аппарат

Занятие 1. Назначение, тактико-технические характеристики и устройство полевого телефонного аппарата. Порядок подготовки полевого телефонного аппарата к работе. Проверка работоспособности. Правила ведения телефонных переговоров.

Занятие 2 (практическое). Включение полевого телефонного аппарата в двухпроводную и однопроводную линии на оконечной и промежуточной станциях. Способы обнаружения и устранения простейших неисправностей. Практика в подготовке полевого телефонного аппарата к работе, обнаружении и устранении характерных неисправностей. Техническое обслуживание полевого телефонного аппарата в объеме ЕТО, ТО-1.

 

ТЕМА 5. Полевой коммутатор малой емкости

Занятие 1. Назначение, тактико-технические характеристики и устройство коммутатора малой емкости. Состав комплекта коммутатора.

Занятие 2 (практическое). Проверка работы коммутатора. Порядок обслуживания абонентов. Способы обнаружения и устранения характерных неисправностей. Техническое обслуживание коммутатора в объеме ЕТО, ТО-1.

 

 

ТЕМА 6. Радиостанции  малой мощности

 

Занятие1-2. Назначение, принципы построения, состав, тактико-технические ха­рактеристики базовых радиостанций малой мощности военного назначения 2-5 поколений.

Занятие 3-4. Структурная схема радиостанций малой мощности. Состав и назначение элементов.

Занятие 5-8. Тракты прохождения информации в различных режимах. Неисправности радиостанций малой мощности, методы восстановления их работоспособности.

Занятие 9-13. Назначение, тактико-технические характеристики и возможности радиостанций малой мощности и комплексов средств радиосвязи.

Занятие 14. Техническое обслуживание радиостанции малой мощности в объеме ЕТО, ТО-1.

 

 

 

 

ТЕМА 7.Полевые зарядные устройства

 

Занятие 1. Назначение, тактико-технические характеристики и устройство  полевых  и штатных зарядных устройств радиостанций малой мощности.

Занятие 2. Порядок зарядки аккумуляторов. Способы обнаружения и устранения характерных неисправностей. Техническое обслуживание полевых зарядных устройств в объеме ЕТО, ТО-1.

 

ТЕМА 8. Основы радиосвязи

 

Занятие 1. Понятие о линии и канале связи. Канал радиосвязи, его состав и основные свойства.

Занятие 2-3. Классификация радиоволн. Особенности распро­странения радиоволн КВ и УКВ диапазонов. Принципы обеспечения радиосвязи прямой и отраженной волной. Понятие о наименьшей и максимальной применимых частотах и опре­деление оптимальной рабочей частоты. Типы антенн КВ диапазона.

Занятие 4-5. Теоретические основы техники синтеза частот. Методы формирования сетки рабочих частот. Виды радиосигналов. Методы формирования радиосигналов.

Занятие 6.Назначение, состав и основные технические характеристики радиопередатчиков. Понятие о согласовании выходного сопротивления усилителя мощности передатчика и входного сопротивления антенны.

Занятие 7-8. Назначение и структурная схема супергетеродинного радиоприемника. Основные технические характеристики радиоприемников.

Занятие 9. Качество и эффективность радиосвязи. Понятие качества радиосвязи и эффективности линий радиосвязи. Способы повышения эффективности радиосвязи в условиях помех. Общая характеристика адаптивных радиолиний.

Занятие 10. Зачет.

 

ТЕМА 9. Электроизмерительные приборы и методика проведения измерений

 

Занятие 1. Общие сведения об электроизмерительных приборах. Порядок подготовки к работе и проверки работоспособности приборов, включение в измеряемые цепи и практические измерения.

 

ТЕМА 10. Устройства и эксплуатация техники связи

 

Занятие 1-6.Устройство радиостанций малой мощности и комплексов средств радиосвязи. Состав и назначение элементов.

Занятие 7-8. Понятие о диаграмме направленности. Порядок выбора антенн в зависимости от условий обеспечения радиосвязи. Определение азимута на корреспондента и ориентация антенн.

Занятие 9-10. Назначение, устройство и работа аккумуляторов. Типы и основные характеристики аккумуляторов, применяемых для электропитания средств связи. Режимы заряда аккумуляторов, применяемых для электропитания средств связи. Обнаружение неисправных аккумуляторов в батарее и порядок их замены.

Занятие 11-18 (практические). Подключение источников питания, проверка работоспособности и подготовка к работе в различных режимах радиостанций малой мощности и комплексов средств радиосвязи.

Занятие 19-21 (практические). Развертывание радиостанций малой мощности на штатные антенны.

Занятие 22-28(практические).Выполнение нормативов по технической подготовке для радиостанций согласно Сборнику единых нормативов и учебных задач для войск связи.

 

ТЕМА 11. Техническое обслуживание средств связи

 

Занятие 1. Порядок доступа личного состава к самостоятельной эксплуатации средств радиосвязи.

Занятие 2. Задачи и виды технического обслуживания. Содержание технического обслуживания.

Занятие 3 и 4 (практические). Порядок проведения технического обслуживания средств связи в объеме ЕТО, ТО-1.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

Перечень тем и примерный расчет часов

 

№ Темы

Наименование темы

Кол-во часов

Из них

теор

практ

1.

Основы организации и обеспечения радиосвязи.

40

40

-

2.

Освоение приема на слух, передача ключом и датчиком Р-010 знаков радиотелеграфной азбуки.

102

-

102

3.

Работа на средствах связи. Выполнение нормативов и учебных задач.

84

-

84

 

ИТОГО:

226

40

186

 

ТЕМА 1. Основы организации и обеспечение радиосвязи

 

Занятие 1. Сущность радиосвязи. Способы организации, преимущества и недостатки радиосвязи. Виды связи и их характеристика.

Занятие 2-3. Общее положение по организации радиосвязи. Обязанности дежурного радиста. Нарушения дисциплины связи. Ответственность за нарушение безопасности связи.

Занятия 4-6.Радиоданные.Назначение и состав радиоданных. Таблица для набора сменных позывных. Позывные радиостанций.

Занятия 7-9.Документы по оперативно-технической службе. Порядок ведения аппаратного журнала. Назначение и порядок работы с таблицей дежурного радиста. Категории срочности радиограмм и сигналов, очередность их передачи.

Занятия 10-11.  Состав радиограмм. Порядок оформления принятых и переданных радиограмм.

Занятие 12-13. Виды слухового телеграфного радиообмена. Служебные радиокоды.

Занятия 14-15. Порядок установления радиосвязи и правила ведения радиообмена. Основы радиопередачи и радиоприема. Правила установления и ведения слуховой телеграфной радиосвязи. Правила предоставления телефонных переговоров по радио и ведения радиотелефонного обмена.

Занятия 16-17. Способы передачи радиограмм и сигналов. Порядок передачи радиограмм и сигналов. Порядок исправление радиограмм.

Занятия 18-19. Замена радиочастот. Требования к замене радиочастот. Порядок замены радиочастот. Правила установления связи на новых радиочастотах. Порядок перехода из радиосети в радионаправление.

Занятие 20. Виды помех радиосвязи. Основные мероприятия по защите радиосвязи от взаимных и преднамеренных радиопомех.

 

ТЕМА 2. Освоение приема на слух, передачи ключом и датчиком Р-020 знаков радиотелеграфной азбуки

Занятие 1-2 (практические). Общие положения по подготовке радиотелеграфистов. Сущность слухового радиоприема знаков телеграфного кода Морзе. Правила записи принимаемых знаков и текста. Порядок исправления ошибок. Освоение приема на слух знаков а, ж, в, о, ф, д, =.

Занятие 3-4 (практические). Закрепление навыка приема на слух знаков а, ж, в, о, ф, д, =. Освоение приема на слух знаков ы, щ, ь, п, л, я.

Занятие 5-6 (практические). Закрепление разученных знаков. Формирование навыков приема разученных знаков.

Занятие 7-8 (практические).Закрепление навыка приема на слух знаков ы, щ, ь, п, л, я. Освоение приема на слух знаков к, у, м, х.

Занятие 9-10 (практические).  Закрепление навыка приема на слух знаков к, у, м, х. Освоение приема на слух знаков з, й, ю, ч.

Занятие 11-14 (практические).  Закрепление разученных знаков. Формирование навыков приема разученных знаков. Устройство и регулировка ключа. Посадка за рабочее место. Передача ключом коротких и длинных посылок.

Занятие 15-17 (практические).  Тренировка приема на слух ранее разученных букв. Освоение приема на слух знаков 1, 3, 5, 7, 9.  Передача вертикальным телеграфным ключом.

Занятие 18-19 (практические). Тренировка приема на слух ранее разученных букв. Освоение приема на слух знаков 2, 4, 6, 8, 0.Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе.

Занятие 20-21 (практические). Тренировка приема на слух ранее разученных букв. Закрепление разученных цифр. Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе.

Занятие 22-23 (практические).Тренировка приема на слух цифр. Контрольная работа по приему на слух цифр. Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе.

Занятие 24-25 (практические). Освоение приема на слух знаков ш, б, э, ц. Закрепление разученных цифр. Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе.

Занятие 26-27 (практические). Освоение приема на слух знаков с, р, г. Закрепление разученных цифр. Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе.

Занятие 28-29 (практические). Закрепление разученных знаков. Формирование навыков приема разученных знаков. Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе.

Занятие 30-31 (практические). Освоение приема на слух знаков е, н, и, т. Закрепление разученных цифр. Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе.

Занятие 32-35 (практические). Закрепление навыков приема на слух буквенных и цифровых радиограмм. Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе. Назначение и возможности датчика. Подготовка к работе датчика кода Морзе. Техника передачи знаков. Освоение клавиатуры датчика кода Морзе.

Занятие 36-39 (практические). Закрепление навыков приема на слух буквенных и цифровых радиограмм. Формирование навыков приема знаков телеграфного кода Морзе. Передача ключом знаков телеграфного кода Морзе. Передача датчиком знаков телеграфного кода Морзе.

Занятие 40-42 (практические). Тренировка приема на слух буквенных и цифровых текстов. Тренировка передачи датчиком буквенных и цифровых текстов. Тренировка передачи ключом буквенных и цифровых текстов.

Занятие 43-45 (практические). Наращивание скорости приема на слух до 6 групп в минуту. Наращивание скорости передачи ДКМ до 8 групп в минуту.

Занятие46 (практические). Контроль навыков приема на слух буквенных и цифровых контрольных текстов на скорости 6 групп в минуту. Контроль навыков передачи ДКМ буквенных и цифровых контрольных текстов на скорости 8 групп в минуту.

Занятие 47-51 (практические). Ведение аппаратного журнала. Работа с таблицей дежурного радиста. Тренировка кодирования категории срочности радиограмм. Тренировка по набору телефонных и телеграфных позывных. Тренировка в оформлении радиограмм. Тренировка установления слуховой телеграфной радиосвязи. Ведение парного радиообмена.

 

ТЕМА 3. Работа на средствах связи. Выполнение нормативов

и учебных задач

 

Занятие 1-6 (практические). Прием профилактических текстов и тренировочных радиограмм со скоростью 8-12 групп в минуту в условиях радиопомех. Прослушивание (слежение по тексту) радиограмм на скорости 14-16 групп в минуту. Освоение приема и передачи на скорости 9 групп в минуту.

Занятие 7-11 (практические). Прием профилактических текстов и тренировочных радиограмм со скоростью 10-14 групп в минуту в условиях радиопомех. Прослушивание (слежение по тексту) радиограмм на скорости 18-20 групп в минуту. Освоение прием и передачи на скорости 11 групп в минуту.

Занятие 12-16 (практические). Прием профилактических текстов и тренировочных радиограмм со скоростью 11-16 групп в минуту в условиях радиопомех. Прослушивание (слежение по тексту) радиограмм на скорости 20-22 групп в минуту. Освоение прием и передачи на скорости 12 групп в минуту.

Занятие 17-24 (практические). Порядок и условия выполнения учебных задач. Обязанности радиотелеграфиста при приеме (сдаче) дежурства и обеспечении связи. Ведение парного радиообмена. Ведение оперативно-технической документации.

Занятие 25-29 (практические). Отработка элементов учебных задач в классе обучаемыми попарно с ведением оперативно-технической документации.

Занятие30-38 (практические). Парный обмен в классе применительно к условиям учебных задач, ведение оперативно-технической документации.

Занятие 39-42 (практические). Выполнение одиночных нормативов согласно Сборнику единых нормативов и учебных задач для войск связи для войск связи.

ЭКЗАМЕН.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬРЕКОМЕНДУЕМЫХ ВОПРОСОВ

ДЛЯ ПРИЕМА ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

1. Правила оказания первой помощи при поражении электрическим током, отравлении угарным газом, ядовитыми жидкостями, при обморожении и ожогах.

2. Правила техники безопасности при развертывании, подключении к различным источникам электропитания, эксплуатации и техническом обслуживании радиоприемника.

3. Правила техники безопасности при работе с агрегатами электропитания, кислотными и щелочными аккумуляторами, ядовитыми жидкостями.

4. Постоянный и переменный ток, его параметры и единицы измерения. Закон Ома для участка цепи, первичные и вторичные источники электропитания.

5. Плавкие и термические предохранители, их назначение и принцип работы.

6. Назначение, тактико-технические характеристики, устройство и основные параметры легких полевых кабелей. Заделка концов кабеля для подключения к телефонному аппарату.

7. Правила ремонта легкого полевого кабеля. Изготовление сростка однопроводного и двухпроводного кабеля. Заделка концов кабеля для подключения к телефонному аппарату.

8. Назначение, технические характеристики, возможности и общее устройство телефонного аппарата. Порядок подготовки аппарата к работе и включения в линию.

9. Назначение, технические характеристики, возможности и общее устройство коммутаторов малой емкости. Состав комплекта коммутатора.

10. Проверка работоспособности коммутатора малой емкости. Порядок обслуживания абонентов.

11. Тактико-технические характеристики базовых радиостанций малой мощности военного назначения 2-5 поколений.

12. Принципы построения радиостанций малой мощности.

13. Структурная схема радиостанций малой мощности. Состав и назначение элементов.

14. Тракты прохождения информации в радиостанциях малой мощности в режимах передачи и приема.

15. Назначение, основные возможности и тактико-технические характеристики переносных радиостанций малой мощности комплексов средств радиосвязи.

16. Содержание технического обслуживания радиостанции малой мощности в объеме ЕТО, ТО-1.

17. Назначение, тактико-технические характеристики полевых и штатных зарядных устройств радиостанций малой мощности.

18. Канал радиосвязи, его состав и основные свойства.

19. Понятие о линии и канале связи. Канал радиосвязи, его состав и основные свойства.

20. Классификация радиоволн. Особенности распространения радиоволн КВ и УКВ диапазонов.

21. Принципы обеспечения радиосвязи прямой и отраженной волной.

22. Методы формирования радиосигналов. Виды радиосигналов.

23. Назначение, состав и основные технические характеристики радиопередатчиков.

24. Назначение и основные измерительные приборы, применяемые для регулировки и оценки качества радиоканала.

25. Порядок выбора антенн в зависимости от условий обеспечения радиосвязи. Определение азимута на корреспондента и ориентация антенн.

26. Назначение и структурная схема супергетеродинного радиоприемника. Основные технические характеристики радиоприемников.

27. Назначение, устройство и работа аккумуляторов. Типы и основные характеристики аккумуляторов, применяемых для электропитания средств связи.

28. Задачи и виды технического обслуживания. Содержание технического обслуживания.

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

1. Способы организации радиосвязи, их достоинства и недостатки.

2. Радионаправление, его достоинства и недостатки.

3. Радиосеть, ее достоинства и недостатки.

4. Виды помех радиосвязи. Основные мероприятия по защите радиосвязи от взаимных и преднамеренных радиопомех.

5. Радиоданные и их состав, порядок пользования.

6. Таблица дежурного радиста, ее назначение и порядок пользования.

7. Организация несения дежурства на боевом посту, подчиненность и общие обязанности дежурного радиста.

8. Главные и подчиненные радиостанции, ведение радиосвязи между ними.

9. Порядок установления радиосвязи, оценка качества слышимости.

10. Виды позывных. Стандартный, сокращенный и продолжительный вызовы: порядок их применения.

11. Передача радиограмм: порядок уведомления, передача категорийных радиограмм.

12. Состав радиограмм. Правила передачи.

13. Проверка принятой радиограммы, запрос о повторении пропущенного или сомнительного. Исправления в принятых радиограммах.

14. Подтверждение приема радиограммы.

15. Повторение и исправление радиограмм.

16. Передача циркулярных радиограмм.

17. Передача радиограмм через промежуточную радиостанцию.

18. Передача сигналов.

19. Переход из радиосети в радионаправление и обратно.

20. Правила радиообмена при обеспечении радиосвязи через ретрансляционные узлы(пункты).

21. Правила установления телеграфной радиосвязи и ведение радиообмена.

22. Правила установления телефонной радиосвязи и ведение радиообмена.

23. Правила предоставления телефонных переговоров по радио и ведения радиотелефонного обмена.

24. Порядок замены радиочастот, перехода из радиосети в радионаправление.

25. Ведение документации по ОТС. Аппаратный журнал радиостанции.

26. Оформление исходящих и входящих радиограмм.

27. Безопасность связи. Классификация нарушений безопасности связи. Ответственность за нарушения безопасности связи.

 

Практические вопросы

 

1. Выполнение нормативов по технической и специальной подготовке для радиостанций малой мощностисогласно Сборника единых нормативов и учебных задач для войск связи.

2. Выполнение одиночных нормативов по приему на слух и передаче ДКМ согласно Сборника единых нормативов и учебных задач для войск связи.

Каждый билет должен содержать по одному вопросу технической и специальной подготовки и один практический вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫМ ВЗВОДОМ  ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТ КОРОТКОВОЛНОВЫХ РАДИОСТАНЦИЙ МАЛОЙ МОЩНОСТИ ВУС - 420 в объеме 390 часов

 

 

Предметы

Кол-во

часов по

программе

Дни  занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Всего часов

390

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

1. Техническая подготовка

158

1.1

1

1.2

1

1.3

2

1.4

2

2.1

2

2.2

2

2.3

2

2.4

2

2.5

2

2.6

1

2.7

1

3.1

2

3.2

2ПЗ

4.1

2

 

4.2

  2ПЗ

5.1

2

5.2

  2ПЗ

6.1

2

6.2

2

6.3

2

 

6.4

2

6.5

2

6.6

      2

6.7

2

6.8

      2

6.9

      2

6.10

2

6.11

2

6.12

2

6.13

2

6.14

2

7.1

2

7.2

      2

8.1

      1

8.2

      2

8.3

      1

8.3

       1

8.4

       2

8.5

       2

8.6

       1

 

8.6

 1

8.7

 2

8.8

 2

8.9

 1

8.9

      1

8.10

     1

9.1

      2

10.1

      2

10.2

 2

10.3

  2

10.4

  2

10.5

 2

10.6

 2

10.7

      2

10.8

 2

10.9

  2

10.10

       2

2.Специальная подготовка

226

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экзамен

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметы

Дни  занятий

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Всего часов

6

6

6

6

6

6

8

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

1. Техническая подготовка

10.11

 2ПЗ

10.12

2ПЗ

10.13

2ПЗ

10.14

 2ПЗ

10.15

2ПЗ

10.16

2ПЗ

10.17

 2ПЗ

10.18

2ПЗ

10.19

  2ПЗ

10.20

 2ПЗ

10.21

2ПЗ

10.22

2ПЗ

10.23

 2ПЗ

10.24

2ПЗ

10.25

  2ПЗ

10.26

 2ПЗ

10.27

2ПЗ

10.28

   2ПЗ

11.1

 2

11.2

2

11.3

    2ПЗ

11.4

    2ПЗ

Зачет

   6

 Зачет

  6ПЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Специальная подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

2

1.2

2

1.3

2

 

1.4

2

1.5

2

1.6

2

 

1.7

2

1.8

2

1.9

2

 

1.10

2

1.11

2

1.12

2

 

1.13

2

1.14

2

1.15

2

 

1.16

2

1.17

2

1.18

2

 

1.19

2

1.20

2

2.1

2ПЗ

 

2.2

2ПЗ

2.3

2ПЗ

2.4

2ПЗ

 

3. Экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметы

Дни  занятий

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

Всего часов

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

1. Техническая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Специальная подготовка

2.5

2ПЗ

2.6

2ПЗ

2.7

2ПЗ

 

2.8

2ПЗ

2.9

2ПЗ

2.10

2ПЗ

 

2.11

2ПЗ

2.12

2ПЗ

2.13

2ПЗ

 

2.14

2ПЗ

2.15

2ПЗ

2.16

2ПЗ

 

2.17

2ПЗ

2.18

2ПЗ

2.19

2ПЗ

 

2.20

2ПЗ

2.21

2ПЗ

2.22

2ПЗ

 

2.23

2ПЗ

2.24

2ПЗ

2.25

2ПЗ

 

2.26

2ПЗ

2.27

2ПЗ

2.28

2ПЗ

 

2.29

2ПЗ

2.30

2ПЗ

2.31

2ПЗ

 

2.32

2ПЗ

2.33

2ПЗ

2.34

2ПЗ

 

2.35

2ПЗ

2.36

2ПЗ

2.37

2ПЗ

 

2.38

2ПЗ

2.39

2ПЗ

2.40

2ПЗ

 

2.41

2ПЗ

2.42

2ПЗ

2.43

2ПЗ

 

2.44

2ПЗ

2.45

2ПЗ

2.46

2ПЗ

 

2.47

2ПЗ

2.48

2ПЗ

2.49

2ПЗ

 

2.50

2ПЗ

2.51

2ПЗ

3.1

2ПЗ

 

3.2

2ПЗ

3.3

2ПЗ

3.4

2ПЗ

3. Экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметы

Дни  занятий

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Всего часов

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

1. Техническая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Специальная подготовка

3.5

2ПЗ

3.6

2ПЗ

3.7

  2ПЗ

3.8

2ПЗ

3.9

2ПЗ

3.10

  2ПЗ

3.11

2ПЗ

3.12

2ПЗ

3.13

  2ПЗ

3.14

2ПЗ

3.15

2ПЗ

3.16

  2ПЗ

3.17

2ПЗ

3.18

2ПЗ

3.19

  2ПЗ

3.20

2ПЗ

3.21

2ПЗ

3.22

   2ПЗ

3.23

2ПЗ

3.24

2ПЗ

3.25

    2ПЗ

3.26

2ПЗ

3.27

2ПЗ

3.28

    2ПЗ

3.29

2ПЗ

3.30

2ПЗ

3.31

    2ПЗ

3.32

2ПЗ

3.33

2ПЗ

3.34

   2ПЗ

3.35

2ПЗ

3.36

2ПЗ

3.37

   2ПЗ

3.38

2ПЗ

3.39

2ПЗ

3.40

    2ПЗ

3.41

2ПЗ

3.42

2ПЗ

Экзамен

 

 

 

 

3. Экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экз

3

Экз

3ПЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета ПОУ  Иркутская ОТШ ДОСААФ России

протокол №___   от__________________2016г

 

 

 

                       Заместитель начальника  ПОУ

Иркутская ОТШ ДОСААФ России по УЧ     А. Шишкин

Рейтинг@Mail.ru